Логистика в Украине: огромный потенциал или пропасть?
На сегодняшний день для украинского рынка логистических услуг существует огромный потенциал. Если говорить о емкости рынка логистических услуг, то стоит отметить, что в связи с его неоднородностью основные параметры рынка лучше рассматривать отдельно для транспортировки грузов и складской отрасли.
Ткачев Александр, начальник отдела инвестиционного анализа Аналитического департамента компании Pro-Consulting, специально для UBR.UA
Наиболее востребованными услугами в общей структуре рынка можно назвать внутренние доставки и складирование (49%), контрактную логистику, которая в последнее время приобретает все больше популярности среди украинских потребителей.
На сегодня рынок логистических услуг является важным звеном отечественной экономики. Так, в 2011 году ВВП Украины составил 1 316,6 млрд грн, и из них 130,7 млрд грн. приходится на транспорт и связь. Затраты отечественных предприятий на транспортировку продукции выше, чем в западных компаниях, что связано с низкой добавленной стоимостью значительной доли транспортируемой продукции (продукция металлургии, сельского хозяйства).
Согласно данным Государственного комитета статистики Украины в 2011 году транспортными предприятиями было перевезено 1948 млн тонн грузов, что на 10% больше, чем в предыдущем году. Грузооборот составил 426,4 млрд т/км и вырос на 1,8%. В 2008 объем перевозок снизился на 1%. Воздействие мирового финансового кризиса стало ощущаться в полной мере в 2009 году, объем перевозок грузов сократился на 18%. За 2011г. через территорию Украины прошло транзитом 151,2 млн. тонн грузов, что на 0,7% меньше, чем за 2010г.
В целом же, транспортный комплекс является важной составляющей экономики Украины. В 2011 году наибольшую долю в структуре перевозок грузов занял автомобильный транспорт, который составляет 67,5%. Автомобильным транспортом (с учетом перевозок физическими лицами-предпринимателями и предприятиями других отраслей экономики) перевезено 1315 млн тонн грузов, что на 13% больше, чем за 2010г., и выполнен грузооборот в объеме 51,8 млрд. т/км. Железнодорожным транспортом было перевезено 468,4 млн тонн грузов, из которых было отправлено 388,7 млн тонн. Трубопроводный транспорт намного дешевле железнодорожного и даже водного, однако, на его долю приходится около 8% общего объема перевозок. Основной тип грузов транспортируемых по трубам – это нефть и нефтепродукты, а также газ. Отечественный морской и речной торговый флот уменьшил перевозку грузов на 9,0%. Переработка грузов в морских портах составила 161,6 млн. тонн. По сравнению с предыдущим годом, этот показатель увеличился на 4,7%, в речных портах – на 6,2%.
Рассматривая же складскую логистику, стоит отметить, что в Украине постоянно увеличивается предложения качественных складских площадей. Даже в кризисный период было введено несколько новых объектов. В 2011 году на рынке складской недвижимости киевского региона и Украины в целом прослеживалось несколько положительных тенденций. Так, по состоянию на 2011 год в Киеве и киевской области функционировало 1270 тыс. кв. м. складской недвижимости отвечающей мировым стандартам качества, из которых 82,6% доступны для открытого рынка. Ввод в эксплуатацию новых складских площадей в Киеве растет большими темпами и можно ожидать возобновления докризисных темпов роста в ближайшей перспективе, поскольку Украинский рынок по насыщению все еще далек от рынков стран ЕС.
Рассматривая цены на конкретные логистические услуги, важно отметить, что большинство операторов на рынке устанавливают цены лишь на 15-17% отличающиеся от среднерыночных. Лишь в редких случаях компании устанавливают цены выше или ниже средних на 30-35%.
Украинский Бизнес Ресурс