04.04.07

Логистика в России невозможна без рельсов

Беседа с Дмитрием Никитиным, Генеральным директором группы Евросиб

Дмитрий Никитин, Генеральный директор группы Евросиб, рассказал Интернационале Транспортцайтунг о планах предприятия, о проблемах менталитета и о новых тенденциях на российском рынке транспорта и логистики.

Как у Вас прошёл 2006 год? Вы им остались довольны?

Наша группа в 2006 году достигла оборота в 830 миллионов долларов. Этим самым мы сохранили двухзначный темп прироста прошлых лет. Большей части оборота - примерно 70 % - мы добились в области транспорта и логистики. Кроме того, по месту нахождения штаб-квартиры компании в Санкт-Петербурге мы занимаемся автобизнесом и недвижимостью.

Прошедший год для нашей компании был весьма значительным. Мы приняли в эксплуатацию первый терминал нашей запланированной собственной терминальной сети и занялись подготовкой второго. Оба терминала находятся в зоне Большого Санкт-Петербурга. Последующие мы будем строить в ближайшие годы, при этом наш взгляд направлен на Дальний Восток. Наши следующие логистические терминалы мы будем строить в Москве, Екатеринбурге, Новосибирске и в Забайкальске на китайской границе.

Что Вы планируете на 2007 год?

В целом мы будем продолжать двигаться по намеченному пути. Но с нами происходит то же, что и с другими очень быстро растущими компаниями. У нас есть ряд интересных деловых идей, которые не можем реализовать, если не дробить наши силы. Кроме того, у нас уже есть опыт, что при таком быстром росте, нам каждые три года приходится проходить через фазу подстройки всей компании к новому уровню развития. 2007 год будет таким годом.

С точки зрения размеров российского рынка и растущих потребностей могут ли транспорт и логистика быть перспективным полем деятельности для бизнеса?

Транспорт и в России не самый прибыльный вид бизнеса, но с точки зрения своего потенциала очень привлекателен. Для нас транспортный сектор очень важен за счёт своих потенциальных возможностей, за счет общей пользы, который он приносит всей Группе компаний. Дорогу к логистическому бизнесу у нас в стране нащупывают пока лишь небольшими шагами. В России пока не существует сформировавшегося рынка логистики. Его развитие отстаёт от растущих потребностей отечественной экономики.

С развитием логистических услуг мы тоже принадлежим к первопроходцам, оцениваем возможности и создаем необходимую для этого инфраструктуру. Мы развиваем новые продукты и прилагаем усилия к тому, чтобы занять свое место на рынке.

В настоящее время существует огромный ненасыщенный спрос на логистические услуги, в особенности для экспорта и импорта. В этом направлении мы будет прилагать много усилий. У нас в стране должно выработаться поначалу понимание этой отрасли услуг и должна возникнуть необходимая для этого инфраструктура.

На что вы делаете упор на рынке в настоящее время?

На наше качество, доверие к нам и на нашу сеть (филиалов). У нас 25 представительств в России, а также в Китае, Германии, Эстонии, Финляндии, Казахстане, в Украине и в Белоруссии, всего в компании работают 1200 сотрудников. Одно из самых важных наших преимуществ: универсальность и независимость группы Евросиб. Я не знаю ни одной другой группы компаний, которая настолько комплексно подходит к решению транспортных вопросов так же, как мы: в качестве экспедитора, железнодорожного оператора и предоставителя логистических услуг. Наши клиенты высоко ценят нашу честность и прозрачность.

В транспортном бизнесе Евросиб до сих пор доминирует железнодорожное направление. Так и будет продолжаться?

Выдающаяся роль железнодорожного транспорта определена нашей историей. С одной стороны: ряд специалистов-железнодорожников основали Евросиб в 1992 году, как одну из первых частных экспедиторских компаний в российском транспортном секторе. С другой стороны, тем временем образовались сегменты рынка на железнодорожном транспорте, в которых мы, как частная компания состоялись очень хорошо, т.е. занимаем лидирующие позиции, так например, в перевозках древесины. Мы занимаем ведущее место и в транспортных технологиях по перевозке бумаги. Это и прочие направления железнодорожных перевозок, разумеется, мы будем успешно развивать, Следует отметить, что в настоящее время Евросиб управляет вагонным парком в 11500 единиц.

Автомобильные перевозки тоже имеют своё значение для нас. Мы пока еще не обзавелись собственным парком грузовиков, но интенсивно участвуем в интермодальных перевозках, включая доставку «от двери до двери».

Интермодальные перевозки должны образовать базис для построения нашего логистического бизнеса. Поэтому крайне важно то, что наши терминалы имеют не только хорошее соединение с автомагистралями, но и имеют подключение к железной дороге.

Многие структуры в России строят сейчас логистические центры просто «на полянке», без того, чтобы подумать о таком важном вопросе, как подключение к железной дороге.

То есть, специфика российского транспортного сектора не всегда берется во внимание в достаточной мере. Логистика для российских просторов может быть построена только на интермодальном стыке рель-сы-автодорога.

Ваш первый терминал стартовал хорошо?

Еще не всё оптимально, но мы хорошо продвигаемся вперед и быстро набираемся опыта, в каких услугах с добавленной стоимостью заинтересованы наши клиенты. Кстати говоря, именно проблемы клиентов, применительно к терминалу, натолкнули нас на создание совершенно нового продукта.

Переполнение петербургского порта, недостаточные возможности для вывоза грузов и высокие тарифы на хранение на терминале в порту доставляют клиентам существенные проблемы, потери времени и существенные затраты. Несмотря на растущий оборот контейнеров, в порту больше нет площадок, для того, чтобы развиваться вширь, в частности для формирования протяженных контейнерных поездов.

Из-за этого в начале года мы наладили регулярное движение блок-трейна между Первым Контейнерным Терминалом, самым крупным в порту и нашим терминалом, который находится в семи километрах. Этот поезд быстро вывозит контейнеры из дорогой зоны порта на наш терминал с выгодными расценками, где они равномерно растамажи-ваются и уже могут отправляться дальше по автотрассе или по ж/д. В зависимости от потребности они могут там консолидироваться или расконсолидироваться или грузы могут обрабатываться другим способом.

Способствует ли российское государство развитию логистичесских терминалов?

Нет, в настоящее время в России не существует какой-либо поддержки в этом секторе для частного предпринимательства. Если бы у нас была бы поддержка из публичных источников, как этим могут пользоваться наши коллеги в Западной Европе, то постройка нашего терминала обошлась бы нам по грубой оценке вполовину дешевле.

Рамочные условия для развития необходимой инфраструктуры для развития логистического сервиса и с другой точки зрения тоже непросты. Для этого просто отсутсву-ют многие правила. Как, к примеру, должна принимать такой терминал государственная комиссия, которая не имеет для этого никаких правовых основ и вообще не понимает, о чём здесь идет речь.

Это ведет к временным потерям. Кроме того, существуют еще многие регулирующие положения еще из времён Советского Союза, в которых такие современные разработки вообще не описаны. Здесь еще предстоит многое сделать.

Как вообще развивались в последние годы рамочные условия для деятельности частных компаний в российском транспортном секторе?

С одной стороны деятельность частных компаний стала легче. Но с другой стороны усилилось и конкурентное давление.

Каково в целом Ваше отношение к ОАО РЖД, которое доминирует на рынке в качестве стопроцентного государственного акционерного общества?

Русский рынок железнодорожных перевозок находится в движении. Он формируется заново. Точки зрения на то, в каком направлении он должен идти, различны. ОАО РЖД имеет в настоящее время некоторые намерения идти на рынок капитала. Для развития российского сектора железнодорожных перевозок, было бы намного более важно, если бы в нем занимались развитием технологии железнодорожного транспорта, повышением качества перевозок и оказывали регулирующее воздействие на железнодорожный рынок.

Железная дорога в России и в будущем, вынуждена будет соединять разные части нашей обширной страны как самый важный грузоперевозчик. Её эффективное функционирование является условием развития экономики и общества, не говоря уж о её военном значении. Я считаю, что это иллюзия, что российской железнодорожной отраслью можно управлять таким же образом, как крупным автозаводом. В то время как на таком предприятии играючи можно задумываться о модельных рядах, в железнодорожном секторе есть правила, которые нельзя изменить.

Вы связаны также и с автомобильной логистикой, которая могла бы быть в России потенциальным рынком. Каковы Ваши намерения в этом направлении?

Как известно, в России растущий авторынок. Почти 56 % рынка составляют в настоящее время импортные зарубежные автомобили, но не существует приличной логистики в этом направлении. Здесь надо срочно что-то менять. Мы сделаем свой вклад в этот процесс - нами уже запланирован автотерминал. В 2006г. мы стали, кстати говоря, самым крупным перевозчиком импортных автомобилей из Китая. Бизнес развивается также и в западном и восточном направлениях. Помимо логистики для новых автомобилей в автомобильном секторе большее значение приобретает логистика автокомпонентов, что связано с ростом числа сборочных предприятий в России. В этом процессе железная дорога будет занимать важное место. С нашим обширным и проверенным временем опытом в железнодорожной логистике у нас есть хорошие шансы в этом направлении.

Позвольте в заключение вопрос: кому, все-таки, принадлежит Евросиб?

Частным российским инвесторам.

Международный транспортный журнал 11-12 2007г.