Логистика России в период санкций 2015 года
Владимир Елин, к.т.н., Генеральный директор ЗАО «Смарт Лоджистик Групп»
1.Рынок складской логистики в кризис: что важнее качество или цена?
•В периоды последних кризисов 1998, 2008 и на сегодняшний день замечено, что первым делом клиенты логистических услуг обращают внимание на их цену в ущерб качеству. При этом логист со стороны клиента утверждает, что его бюджет ограничен свыше и он ничего не может сделать, чтобы опалить услуги по старым ценам. Так же отмечено, что логистов с таким подходом через некоторое время из компании-клиента увольняют по причине невыполнения плана расширения или удержания рыночной ниши, развития продаж, значительной потере или кражи товаров на складах с низким ценовым цензом, следовательно, квалификацией.
•Если же заказчик логистических услуг опытный человек, то после сравнения, либо на основе мониторинга в режиме «загадочного покупателя» логистических услуг, либо благодаря корпоративному тендеру на логистику, может отметить, что логистическая услуга – валюта устойчивая и значительно не падает, а порой растёт даже в периоды экономического спада. Причина в том, что качество невозможно обеспечить за счёт снижения зарплат специалистов, уменьшения затрат на постоянную модернизацию и контроль логистических бизнес-процессов, да и зачастую, подавляющее большинство складов строятся на инвестиционные кредиты и оплата по ним номинирована, не в национальной валюте. Поэтому диапазон эластичности цен у логистических провайдеров не слишком велик.
•Следовательно, для придирчивых, крупных заказчиков логистических услуг, где доля самой логистики занимает не более 4%, цена не основное. Важно качество и ещё раз качество работы логистического оператора. Ценами на понижение увлекаются лишь те компании, рыночная политика которых - не внятна, развитие сомнительно, товар не оборотист и залёживается в большом стоке на складе.
2.Как изменится рынок: какие провайдеры будут успешными?
•В период кризиса, разных ограничений и санкций рынок обязательно претерпит следующие изменения. Во-первых, с рынка уйдут не большие логистические операторы, работающие в нижнем сегменте ценового образования услуг с низкой долей модернизации и не высокой производительностью труда, не способные изыскивать собственные резервы внутри организованных бизнес-процессов. Во-вторых, с рынка уйдут компании вовремя не остановившиеся в собственном развитии в преддверии кризиса. Такое бывает, когда менеджмент твердит акционерам: «Все вперёд на поглощение рынка», а у акционера в это время закончились ресурсы развития, но куча пустых помещений логистического профиля.
•На горизонте текущего года, по нашему мнению, успешными будут лишь те логистические компании, которые пережили хотя бы один предыдущий кризис и имеют свои алгоритмы перезагрузки бизнеса и способность принимать не стандартные решения, предоставляя качественные услуги заказчику. Так, ядро нашей компании - ЗАО «Смарт Лоджистик Групп» (http://slg.ru) как раз переживает в логистическом бизнесе уже третий кризис и знает, не понаслышке, что делать и как быть. С высокой степенью вероятности кризис переживут лидеры логистического рынка такие как: «Itella», «ФМ Ложистик», «SLG» и другие.
3.Насколько снизился спрос на рынке логистических услуг в сегменте складской логистики?
•Спрос на рынке логистических услуг в разных номинациях (премиальная логистика, ординарная логистика) снизился по-разному. В премиальной логистике падение на вновь привлечённые услуги составило до 25-30%. С другой стороны, на 10-15% выросли складские запасы уже законтрактованных клиентов у этих же логистических операторов за счёт падения покупательского спроса населения и внешних компаний-заказчиков. Соответственно, снизился трафик на переработку товаров по складским операциям.
•В ординарной логистике, примерно, те же показатели снижения заказываемых логистических услуг. Но проблема в ординарной логистике, где низкий уровень автоматизации и квалификации, клиенты более подвержены изменениям рыночной конъюнктуры и более серьёзному давлению на снижение цен на логистические услуги. Такая логистика совершается, преимущественно на складах класса «Б», «С» и «Д» с невысокими техническими параметрами и у клиента всегда есть набор аргументов, которые в кризис невозможно игнорировать, а соответственно, таким логистическим операторам приходится снижать цены дополнительно из-за боязни потери имеющихся клиентов и невозможности привлечения новых для замещения.
4.Идут ли операторы на понижение цен? (если да, то насколько - в среднем, по рынку или от и до).
•Изменение цен в ту или иную сторону, по тому или иному случаю, для того или иного клиента обычное дело в логистическом бизнесе. Однако надо понимать и то, что клиент клиенту рознь, и одно дело идти на снижение расценок на услуги стокового товара, где количество задействованного персонала минимально, так как товар не движется и не перерабатывается, а совсем другое дело снижение цен на услуги для активных транснациональных клиентов с их огромным оборотом, жёсткой системой поставок в ключевые сети такие как: «Ашан», «Метро», «Касторама», «Леруа Мерлен» и др.
•В относительной величине показатель цены по ряду позиций может колебаться в премиальной логистике в диапазоне +/- 5-10% не более. В ординарной логистике этот диапазон значительно выше и может составлять в пределах +/- 15-20%. Так же большая разница девиации цены на логистические услуги в регионах, исключая Москву и частично СПб, когда наблюдается значительный спад активности клиентов на складскую логистику.
5.У каких провайдеров наиболее устойчивые позиции в кризис - есть ли те, кому необязательно идти на снижение цен, чтобы удержать клиентов? (назовите, пожалуйста, таких участников рынка).
•Традиционно, наиболее устойчивые позиции в ценовой политике на собственные услуги у логистических провайдеров из 20-ки рейтинга «Логистический оператор России», работающих в премиальном сегменте рынка, в частности, это: «Itella», «ФМ Ложистик», «Смарт Лоджистик Групп», Группа «АЛИДИ», «DPD Россия», «ПРОТЭК»…
6.По опыту прошлого кризиса, какие операторы "выбыли" - не удержали своих позиций во время экономического спада?
•В кризисные периоды с рынка выбываю разные категории логистических операторов, крупные, средние и мелкие. Из крупных премиальных операторов за прошлый кризис выбыла компания «ЮниТранс».
•Причины ухода с рынка у каждого провайдера, конечно же свои и чем-то похожи на реплику из романа «Анны Карениной» Л.Н. Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»… где слово «семья» меняется на слово «компания» почившую в бозе.
7.И каков прогноз - насколько демпинг будет влиять на активность потребителей и какие компании смогут удержать свои позиции?
•Демпинг во все времена был неприятной антирыночной категорией, высасывая немало крови у профессиональных логистических операторов. Ведь уже с давних пор большинство компаний умеют считать себестоимость операций и рентабельность бизнес-процессов. И вдруг на рынке появляются желающие в два раза ниже продать свои услуги. Такое возможно в двух случаях:
а) компания в стадии разорения и пытается зацепиться за рынок любыми способами, включая низкие цены в убыток себе;
б) когда на рынке, по разным причинам появилось значительное количество набивных или узко проходных стеллажей, где даже при низкой цене можно балансировать в безубыточном статусе.
•Однако, для сектора премиальной логистики, где высокая квалификация кадров и развиты технологии бизнес-процессов, с двух сторон: и со стороны логистического провайдера, и со стороны потребителя услуг - ценовой консенсус достигается быстрее. А вбросы, что у соседа на 50% ниже цена на хранение и обработку товара говорит лишь о том, что он «дышит на ладан» и поддерживать качественную логистику, а тем более развиваться с ним очень опасно.
8.Какое снижение цен вы прогнозируете до конца года?
•В премиальной логистике мы прогнозируем увеличение цен на основные операции и аргументировано поясним, почему. Во-первых, многие контракты в секторе премиальной логистики живут несколько лет, при слаженной работе и хорошем трафике логистических услуг остаются неизменными. Так, контракты, заключенные в 2011-2012 гг. работают до сих пор по тарифам тех годов. Во-вторых, за последние три года совокупная инфляция составила около 30%, к концу 2015 года добавиться ещё 15-17%. За тот же период тарифы на коммунальные услуги для промышленных предприятий выросли на 28.5%, и ещё подрастут на 10-12%. В-третьих, может быть самое важное, что национальная валюта обесценилась более чем на 100%, т.е. была 30,а сейчас 60 руб. за доллар США. А в доле затрат ФЗП сотрудников составляет не менее 30%, а на них давят вышеперечисленные факторы. Естественно, что в такой непростой ситуации единственным верным выходом остается провести коррекцию цен на логистические услуги к середине текущего года на 15-17%.
20 марта 2015 г.