21.03.07

Логистика решает все

Интервью с президентом «Техносилы» Вячеславом Зайцевым

На сегодняшний день основной головной болью ритейлеров, занимающихся продажей бытовой техники и электроники, является логистика. На рынке наблюдается явный дефицит логистических операторов высокого уровня и качественных складских площадей, а в существующих арендные ставки, по мнению ритейлеров, слишком высоки. Таким образом, сетям приходится решать проблему своими силами. О своем опыте в области логистики, а также о планах компании по развитию и своем видении рынка корреспонденту РБК daily КОНСТАНТИНУ ДУДНИКУ рассказал президент и совладелец сети «Техносила» ВЯЧЕСЛАВ ЗАЙЦЕВ.

— В чем, на ваш взгляд, специфика логистики на российском рынке электроники и бытовой техники?

— Поставщики имеют слабо организованные системы логистики, да и российский рынок логистики в целом находится сейчас в зачаточной стадии. Поэтому ритейлеры вынуждены заботиться о движении товара самостоятельно: им приходится иметь, пусть и на аутсорсинге, свои распределительные складские центры, автопарки, непрофильный кадровый состав и т.д. Качество логистики сетевого ритейлера — одно из основных конкурентных преимуществ.

— И как в идеале должен выглядеть рынок логистических услуг?

— Логистические операторы должны вести конкурентную борьбу за наши объемы, а мы, проводя тендеры, будем получать наилучшие условия. Пока же качественных операторов очень мало и к иностранным логистическим компаниям порой выстраиваются целые очереди, и это притом что цены явно завышены. И если в столицах существует возможность приобрести более-менее качественные услуги, то в регионах ситуация куда хуже. Хотя за последние несколько лет мы поменяли ряд логистических компаний, оказывавших нам услуги в Москве.

— Каковы планы «Техносилы» по развитию логистики?

— Мы планируем построить складской терминал класса «А» в Подмосковье вместимостью 100 тыс. куб. м, инвестиции в который составят порядка 100 млн долл., и выделить этот проект в отдельный бизнес. Впоследствии будет выбран оператор склада, который займется обработкой груза по аутсорсингу, «Техносила» же будет иметь в активе недвижимость.

— 100 тыс. куб. м. — довольно большой объем…

— Исходя из сегодняшнего положения дел, для нашего бизнеса нам нужно будет только около половины. Причем размер необходимой площади может со временем сокращаться: есть тенденция осуществления поставок производителями сразу в региональные дистрибуционные центры, минуя центральный склад. Идеально было бы закрыть все промежуточные склады и получать товар напрямую в каждый магазин небольшими партиями. В 2006 году мы увеличили процент прямых поставок в сеть до 30% от общего объема грузоперевозок, в этом году намерены довести этот показатель до 50%.

— Когда начнется строительство и где будет находиться терминал?

— Строительство планируем начать уже в этом году, в 2008 году склад должен быть сдан. Его местоположение раскрыть пока не могу — мы приобрели земельный участок площадью порядка 25 га, но сейчас рассматриваем возможность его замены на более качественный с точки зрения локации и транспортных развязок. Нам хочется быть уверенными, что складской терминал всегда будет востребован и без жесткой привязки к развитию «Техносилы». Скорее всего, управлять новым складом будет компания «LT Терминал», которая с лета 2006 года является нашим партнером в Москве. С этим оператором мы рассчитываем развивать логистику сети и в дальнейшем.

— Какова структура инвестиций в проект?

— Основные средства мы хотим привлечь у сторонних инвесторов. В данный момент ведутся переговоры с несколькими банками. В роли одного из соинвесторов выступит сама «Техносила», хотя наш вклад, возможно, ограничится земельным участком. Нам интереснее заниматься своим основным бизнесом — развитием розницы.

— А как раньше развивалась логистика «Техносилы»?

— Еще два года назад в московском регионе было множество складов. Товар перевозился с одного на другой, соответственно, замедлялась оборачиваемость, возникали дополнительные затраты на перевозку товара. В данный момент логистика «Техносилы» представляет собой структурированную систему. В Москве действует центральный распределительный склад «LT Терминал» вместимостью порядка 50 тыс. куб. м, в регионах имеются свои дистрибуционные центры. В данный момент у нашей компании их восемь.

— Каковы ежегодные затраты на логистику?

— Много миллионов долларов.

— Как вы видите свою компанию в 2010 году?

— Количество собственных магазинов будет составлять порядка 300. Появятся несколько новых подразделений, сопутствующих ритейлу, которые будут претендовать на то, чтобы рассматриваться как отдельные бизнесы. С точки зрения рыночных позиций, уверен, останемся в тройке лидеров.

— Планируете ли вы развивать «Техносилу» за пределами России?

— У нас есть определенные наметки, но говорить об этом, пока не появятся реальные планы, не имеет смысла.

— Как сейчас складываются ваши отношения с конкурентами, в частности с «Эльдорадо», с которым у вас была «щитовая война»?

— Это было шоу на всю страну даже для людей далеких от электроники. Я не считаю, что такой способ конкуренции является корректным. В данный момент мы занимаемся разработкой новой концепции позиционирования, которая позволит нам впредь избегнуть подобных столкновений. Что касается акций со скретч-картами, которые изначально были придуманы в «Техносиле», то, насколько мне известно, они не были особо успешными у наших конкурентов. Мы реагировать на подобные провокации не намерены.

—Выход немецкой сети Media Markt заметно всколыхнул рынок. Интересно узнать, как вы оцениваете их шансы застолбиться на российском рынке?

— Для того чтобы стать заметными в России, им приходится идти на серьезные финансовые вложения. Например, заявленный ими бюджет в 3,5 млн долл. на открытие двух магазинов никак не привязан к оборотам — речь идет о вливании денег с расчетом на далекое будущее. Непропорциональные обороту инвестиции направлены на то, чтобы в максимально короткие сроки обратить на себя максимум внимания — это своеобразная плата за вход.

— Что же может помешать Media Markt в России?

— Прежде всего отсутствие логистики — Media Markt все перекладывает на поставщиков. Кроме того, большую часть товара они закупают на внутреннем рынке, это опять же переплата. Поэтому налицо разрыв между позиционированием как «магазины низких цен» и реальными ценами. У Media Markt также имеются сложности с пониманием российской специфики HR. Они идут по накатанному пути — предлагают менеджерам «Техносилы» и наших конкурентов-соотечественников большие деньги, чтобы быстрее найти качественный персонал. Но через некоторое время перекупленные менеджеры выказывают желание покинуть Media Markt . Например, их коммерческий директор уже предлагал нам свою кандидатуру. В целом непонятно, насколько эффективной окажется их стратегия выхода в Россию.

РБК daily; 21.03.07