Логистика порубежья
В психологии личности существуют два взаимосвязанных понятия: способности и задатки.
Под первыми понимают свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определенной деятельности. Вторые же, в свою очередь, представляют собой врожденную базу для формирования первых. Среди исторически сложившихся особенностей Смоленщины, несомненно, одной из самых ярких является приграничное положение. Этот фактор можно считать задатком, а умение использовать его для экономического развития – способностью. Важно лишь только не забывать, что превращение задатка в способность требует труда.
Порубежье или Средиземье?
Логистика региона, в силу многозначности слова и широты понятия, представляет собой довольно сложную систему. Поэтому, отказавшись от попыток «объять необъятное», в нашем новом обзоре мы оттолкнемся именно от логистических «задатков» региона и рассмотрим таможенную логистику.
В свое время дореволюционный историк Иван Орловский отметил, что, поразившись смелости Петра, прорубившего «окно в Европу», мы позабыли о том, что с незапамятных времен у нас была возможность пользоваться «дверью» – Смоленском. Не ударяясь в сравнение возможностей доставки грузов через окна и двери, отметим, что дверь наша находится во вполне рабочем состоянии – открытом.
«Стратегически Смоленская область, с одной стороны, является приграничным регионом, с другой - находится вблизи крупного мегаполиса, - отмечает начальник департамента экономического развития Смоленской области Виктор Кожевников. - Через регион проходит еще и крупная железнодорожная ветка до Москвы и трасса М1 – главная дорога, связывающая Россию с Европой. Поэтому есть прямые возможности для развития логистической составляющей нашей экономики региона».
Итак, по условиям задачи (задачи развития региона, разумеется) Смоленщина имеет приграничное положение – примерно 500 километров границы с Республикой Беларусь, которая, хоть всей душой и стремится быть европейской, в Таможенный союз с Россией все-таки вошла. Территорию области пересекают крупнейшие транспортные артерии – три федеральные автомагистрали: Москва – Беларусь (кратчайшая связь с Европой), а также Москва – Бобруйск и Брянск – Смоленск – Витебск. Впрочем, не стоит забывать и о своеобразном «сквозняке» от «окна» к «двери» – транспортном коридоре Санкт-Петербург – Псков – Невель, тоже выходящем на Смоленщину.
На сегодняшний день через смоленский участок границы с Беларусью осуществляется ввоз примерно 35 процентов товаров, перевозимых в целом по стране по процедуре МДП («Международная дорога перевозок», или Transports internationaux routiers – общеизвестное TIR). Отправители товаров в основном находятся в странах Евросоюза. Однако есть и такие грузы, которые, к примеру, отправляются морем из Китая, а уже потом ввозятся через Европу.
«Смоленская область находится на транспортной жиле - трассе М1, и весь основной транспортный поток из Европы идет по этой магистрали, – рассказывает Олег Бондарев, начальник Стабнинского таможенного поста Смоленской таможни. - Она более комфортна: прямая, адаптированная к грузовому потоку. На самом деле
в Россию не так много въездов, иногда выгоднее даже выбрать путь чуть длиннее, но по хорошей дороге – чтобы не было потерь».
Там можно? А, таможня!
Не нужно долго думать, чтобы построить ассоциативный ряд «граница - таможня». Однако, как только возник Таможенный союз, наша Смоленская таможня как раз-таки потеряла статус приграничной и с тех пор является внутренней. А это значит, что ввозимые грузы могут запросто миновать ее и «растаможиться» где угодно, а точнее – где удобно. Рационализировать работу таможен помогла принятая в конце 2008 года Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ. Надо отметить, что смоленские «места» стали пользоваться в этом смысле большой популярностью.
В 2012 году через Смоленскую область проходило транзитом в среднем 2439 партий товаров в день. За год в Смоленскую таможню было направлено более 139 тысяч партий.
Внешнеторговый оборот (сумма стоимостей экспорта и импорта) участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в регионе в последние годы значительно вырос. В 2009 году он составлял 1,46 миллиарда долларов США, в 2010 году – увеличился в 2,4 раза и составил уже 3,46 миллиарда долларов. В 2011 году рост продолжился: внешнеторговый оборот составил 8,88 миллиарда долларов (увеличение более чем в 2,5 раза по сравнению с 2010 годом). И наконец, в 2012 году – около 12 миллиардов долларов США.
Товары, перемещаемые по процедуре таможенного транзита в регионе деятельности таможни, направляются практически во все таможенные органы РФ. Всего таможенными органами РБ выпущено в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита 989,2 тысячи партий товаров (в 2011 году - 856,2 тысячи). В Смоленскую таможню направлено 139,1 тысячи партий товаров
(в 2011 году - 98,1 тысячи).
В 2009 году Смоленская таможня перечислила в доход федерального бюджета 8,5 миллиарда рублей, в 2010 году - 25 миллиардов, в 2011 году - 61 миллиард. В 2012 году было оформлено 160 тысяч деклараций на товары (на 38 процентов больше, чем в 2011 году), а таможня перечислила в государственную казну более 89 миллиардов рублей. В результате по итогам прошлого года таможенники нашего региона заняли первое место по показателям работы среди 14 внутренних таможен Центрального таможенного управления.
«С момента принятия Концепции переноса таможенного оформления и таможенного контроля в места, приближенные к государственной границе, то есть с 2009 года, таможенное дело на Смоленщине получило активное развитие и имеет дальнейшую перспективу», – отмечает первый заместитель начальника Смоленской таможни Максим Родиков.
Считай по складам
Секрет успеха в деле таможенного оформления грузов лежит во взаимовыгодном сотрудничестве таможни, бизнеса и, конечно же, властей региона. От инвестора требуется захотеть построить склад и иметь на это деньги. Для того чтобы получить для его создания землю, нужно содействие властей. Они же могут сделать склад более конкурентоспособным, например, подведя к нему хорошую дорогу. Владелец склада, как честный налогоплательщик, в свою очередь, поделится с регионом прибылью.
Таможня может создать на этом складе свой пост и оформлять грузы «не отходя от кассы». От того, насколько удобный для участников ВЭД участок будет получен, какие дополнительные услуги будут оказываться и насколько быстро, качественно и грамотно будет работать таможня, зависит, какой терминал будет пользоваться большей популярностью, а значит, иметь больший доход и стабильные отчисления в бюджет с таможенного поста. Более того, склад или логистический терминал предоставляет самые разнообразные рабочие места для населения.
В результате всего этого мы имеем снижение транспортных издержек и ускорение товародвижения – явления, от которых все участники описанной схемы в безусловном выигрыше. Простой вариант околотаможенной инфраструктуры представляют собой склады временного хранения (СВХ). В таможенном праве под ними подразумевают специально выделенные и обустроенные площадки или помещения, где грузы временно хранятся, пока с документами на них работает таможня.
В 2008 году в Реестр владельцев СВХ в нашем регионе были включены девять организаций. Сейчас их количество выросло до 13. В день они пропускают от 500 до 1000 большегрузных машин. Одновременно на смоленских СВХ могут разместиться четыре тысячи транспортных средств.
На определенной стадии своего развития СВХ может стать ТЛТ – таможенно-логистическим терминалом. Для этого, конечно же, склад должен соответствовать определенным требованиям, главное из которых – наличие подразделения таможенного оформления.
Таможенно-логистический терминал – это комплекс зданий, сооружений и территорий, расположенных в непосредственной близости от государственной границы. На его территории оказываются услуги, связанные с таможенным декларированием товаров и транспортных средств, их хранением, транспортировкой в глубь страны, а также другие сопутствующие услуги. Включить предприятие в перечень ТЛТ может только комиссия по реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе.
В настоящее время на Смоленщине статус ТЛТ имеют четыре СВХ: «Руднянский», «Краснинский», «Стабнинский» и «Смоленский». Возможно, что в ближайшее время их ряды пополнит еще один терминал, созданный немецкой группой компаний Rhenus: вопрос о присвоении СВХ ООО «Ренус Терминал» «очередного воинского звания» уже рассматривается.
На посту
Понятие ТЛТ можно разделить на две составляющие: коммерческую и таможенную. И по обеим из них одним из наиболее успешных в регионе является Стабнинский ТЛТ.
«Наш таможенный пост - относительно молодой, работу мы начали с 2009 года, - рассказывает Олег Бондарев, начальник Стабнинского таможенного поста Смоленской таможни. - Мы стараемся создавать комфортные условия для перевозчиков, участников ВЭД, таможенных представителей и т.д. В 2009 году было организовано 100 стояночных мест, сейчас их уже порядка 650. Штатная численность таможенного поста изначально была пять человек, сейчас – уже 80, ожидаем кадровое увеличение до 100-110 сотрудников. Коллектив таможенного поста молодой. В основном это молодые люди от 25 до 30 лет, многие пришли сюда работать сразу после вуза».
Стабнинский пост работает семь дней в неделю без праздников и выходных с 9 утра до 9 вечера, пять дней в неделю, есть и ночная смена. Объем платежей, которые собираются только на этом посту, в среднем в месяц – около 2 миллиардов рублей. Одним из определяющих факторов успешной борьбы за перевозчиков и участников ВЭД является время оформления документов на транспорт и груз. «90 процентов товарных партий покидают терминал в тот же день, - продолжает Олег Бондарев. - Сейчас мы оформляем 300-350 машин в день, но можем 500».
Пропусти меня скорей
Возникает замкнутый круг: чем больше машин прибывают на таможенный пост – тем больше работы у таможенников, чем быстрее они с нею справляются – тем выше популярность поста и, следовательно, еще больше машин. Ускорить труд и повысить комфорт помогают информационные технологии, такие как интернет-декларирование и удаленный выпуск. Электронное декларирование с использованием сети Интернет применяется в Смоленской области с 2010 года. Его развитие стало фундаментом для внедрения технологии удаленного выпуска, которая также сейчас успешно работает.
«Мы уже освоили и ввели в действие технологию удаленного выпуска. Суть ее заключается в том, что транспортные средства с грузами приходят на склады, расположенные у границы, а декларирование можно осуществлять в любом месте нашей страны – там, где есть таможни, - поясняет Олег Бондарев, начальник Стабнинского таможенного поста. – Кроме этого, в ближайшее время будет введена система категорирования участников ВЭД, которая позволит добропорядочным, крупным производителям продукции проходить через таможню при таможенном контроле. Мы уже опробовали автоматический выпуск – определенный программный продукт, позволяющий проводить таможенное оформление без участия должностного лица. Декларация проходит автоматизированный форматологический контроль, а сотрудник таможни привлекается только в том случае, если обнаруживаются какие-то несоответствия. Все это содействует внедрению «Дорожной карты». Не так давно на терминал приезжал представитель Nikon из Японии. Он целый день ходил здесь с секундомером и фотографировал, чтобы подготовить отчет для своего начальства. Так что качество и быстрота – это основа».
Вещь в себе
Стабнинский терминал является одним из самых больших в России. Его общая площадь – 17 гектар, десять из них заняты стоянками для дальнобойщиков. Количество машин, проходящих через этот ТЛТ в течение месяца, достигает шести тысяч.
По сути, на терминале функционируют две совершенно не связанных друг с другом таможни – пост Смоленской таможни и пост центральной акцизной таможни федерального подчинения. Каждая из них работает в своих складских помещениях. Терминал оборудован рентгеном, на его территории ведется радиационный контроль. В настоящее время ведется строительство охлаждаемого склада для работы с группами товаров, при разгрузке которых необходимо соблюдать температурный режим.
На территории размещен отдел ГИБДД – это один из способов конкурентной борьбы. «Мы построили помещение для него на условиях безвозмездной аренды, - рассказывает Олег Озеров, генеральный директор компании, владеющей терминалом. – Зато теперь на машины, которые выходят из акцизного терминала, тут же можно повесить номера». Также в ТЛТ работает ветеринарный и фитосанитарный контроль – соответствующие лаборатории размещены здесь же.
Кроме этого, инфраструктура терминала включает столовую, два небольших кафе, санузлы. Первоначально планировалось и создание гостиницы, но потом от этой идеи отказались – водители, особенно русские, ночуют в машинах и не готовы платить за более комфортное времяпрепровождение. Рассматривается вопрос о строительстве душевого павильона. Терминал охраняется, на его территории ведется видеонаблюдение. Имеются противопожарная техника и машины для уборки. Часть площадей Стабнинского терминала предоставляется для аренды сторонним логистическим брокерам, которые занимаются декларированием груза.
И тем не менее замкнутый мирок терминала на поверку оказывается не таким уж замкнутым. Прежде всего, почти все население деревни Стабна работает именно здесь, примерно та же ситуация складывается и на других СВХ и ТЛТ. Техника терминала иногда направляется для помощи местной администрации – например, чтобы расчистить дороги. К слову о дорогах, поток грузовиков, едущих через Стабну, естественно, не доставляет удовольствия местному населению. Решением проблемы могло бы стать строительство новой дороги, напрямую выводящей на трассу, однако этот вопрос еще до конца не решен.
Немецкий терминал
Конечно же, существование СВХ, открытого группой компаний Rhenus возле деревни Красная Горка в Краснинском районе чуть более года назад, ни от кого не скрывают. Только знать о нем – еще не значит им пользоваться. Дело в том, что Rhenus, провайдер комплексных логистических услуг с годовым оборотом в три миллиарда евро, предназначен для работы исключительно с определенной группой зарубежных компаний. Этот терминал стал первым таможенным складом, который международному экспедитору удалось создать в Смоленской области - на границе России и Белоруссии.
На момент открытия в мае прошлого года склад, принадлежащий ООО «Ренус Терминал», занимал восемь гектар. На этой площади расположились склады общей площадью 2200 квадратных метров и 400 парковочных мест для грузового транспорта. В результате реализации проекта работу на терминале должны получить порядка 400 смолян.
«Открытие терминала на территории Смоленщины – это хороший сигнал для наших бизнес-партнеров в Европейском союзе как гарантия того, что область сможет обеспечить прохождение грузов из Европы на территории Российской Федерации, - отмечал на открытии склада «Ренус Терминал» на тот момент лишь недавно вступивший в должность губернатора Смоленской области Алексей Островский. - Я возлагаю большие надежды на то, что европейские концерны и крупнейшие бизнес-структуры Европейского союза будут использовать ресурс Rhenus для прохождения своих товаров и грузов на территорию Российской Федерации, привлекая инвестиции и открывая уже здесь новые предприятия. Географическое положение Смоленщины и наличие трассы М1 позволят делать это максимально эффективно».
Факты
На сегодняшний день через смоленский участок границы с Беларусью осуществляется ввоз примерно 35 процентов товаров, перевозимых в целом по стране по процедуре МДП («Международная дорога перевозок», или Transports internationaux routiers – общеизвестное TIR).
Сегодня более 80 процентов грузов, поступающих в Россию из Западной Европы, проходит через Смоленскую область. По прогнозам, к 2020 году поток товаров достигнет порядка 60 млн тонн в год. В связи с этим в регионе можно создать новый сектор экономики, связанный с промышленно-кластерной технологией. Формирование в Смоленске и области ряда центров по переработке грузов позволит разгрузить Москву и уменьшит транспортную нагрузку на центр России.
Портфель