Логистика подкачала
Сегодня исполняется 20 лет с момента создания Государственного таможенного комитета России (с 2004 г. - Федеральная таможенная служба). Также в этот день, ровно 200 лет назад, был учрежден департамент внешней торговли Минфина России, который позже переименовали в департамент таможенных сборов. Этим датам и была посвящена конференция "Таможня и бизнес: международные и региональные аспекты сотрудничества".
Несмотря на то что само название конференции предполагало активное участие в ней представителей бизнеса, последних оказалось негусто. Однако критики все равно хватило. Так, вице-президент ТПП РФ Александр Захаров отметил, что интеграционные процессы на полигоне бывшего СССР сильно подзадержались. Поэтому создание Таможенного союза и Единой таможенной территории (а с января будущего года и единого экономического пространства), хотя и является прорывом в лучшем смысле этого слова, все же велось форсированными темпами, а стало быть, "сдавалось с недоделками".
Особенно это касается нормативной базы. Так, представители бизнеса только в нынешнем году подготовили поправки в 75 статей ТК ТС. А вообще состоянием таможенного законодательства недовольны почти половина участников ВЭД. Электронные декларации, по словам Захарова, на деле часто означают лишь электронную очередь, поскольку многие таможенные посты одновременно требуют и бумажный вариант ГТД. Региональные таможни плохо оборудованы для удаленного выпуска. Объективности ради отметим, что в целом вице-президент ТПП РФ перемены в таможенной службе поддерживает - идея хорошая, но она обгоняет "обоз". Взять ту же концепцию переноса таможенного оформления и контроля в приграничные регионы. В итоге в глубине страны кучу таможенных постов закрыли, а те, которые на границе, тут же "зашились".
С этим полностью согласен генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса в России Франк Шауфф: сокращение мест таможенного оформления приводит к дополнительным издержкам бизнеса, так как заставляет в корне менять всю логистику. Пока не оправдались и ожидания относительно свободного перемещения товаров внутри ТС. А в таможенном законодательстве явно нарушен баланс интересов: за свои "косяки" бизнес несет ответственность перед государством, а вот оно перед ним - нет.
Российская газета