27.09.10

Логистика подает пример немецкой экономике

Несмотря на падение оборотов 2009 году, немецкая логистическая отрасль быстрыми темпами возвращается на докризисные объемы. Более того, экспедиторские фирмы жалуются на дефицит кадров. В чем секрет успеха?

Раз в два года Всемирный банк публикует рейтинг стран, составленный на основе индекса развития логистики (Logistics Performance Index, LPI). В этом списке, в который входят 155 государств, Германия занимает первое место. Несмотря на недавний кризис, логистика является образцово-показательной отраслью немецкой экономики.

В кризисном 2009 году объемы мировой торговли сократились более чем на 12%. Оборот немецкой логистической отрасли упал на 9% и составил 200 млрд евро. Связано это было не только с уменьшением объемов перевозок, но и с усилением конкуренции и, соответственно, падением цен.

Особенно сильно кризис ударил по фирмам, которые концентрируются собственно на перевозках и не предлагают дополнительных услуг, таких как складирование товаров. Напрашивается вывод: будущее — за компаниями, предлагающими весь спектр логистических услуг, так называемый Supply Chain Management, или управление логистическими цепочками.

Однако отрасль быстро оправилась от кризиса. В нынешнем, 2010 году объем автотранспортных перевозок вырастет по сравнению с прошлым годом на 6%, объем железнодорожных перевозок — на 11%, а грузовых авиаперевозок — на целых 19%. Таковы предварительные прогнозы федерального министерства транспорта.

Рецепты успеха

В чем же секрет живучести немецкой логистической отрасли? Как это ни парадоксально, одна из причин подъема — высокая стоимость рабочей силы в Германии, считает профессор Эви Хартман (Evi Hartmann), руководитель рабочей группы «Сервис логистических цепочек» общества имени Фраунгофера в Нюрнберге. «Чтобы как-то компенсировать высокие расходы на зарплату, немецкие компании вынуждены были разрабатывать концепции, позволяющие повысить эффективность и качество всего логистического процесса», — объясняет она.

Успеху в значительной мере способствовал и тот факт, что до недавнего времени Германия была мировым лидером в сфере экспорта. Немецкие экспортеры, как правило, пользуются услугами отечественных экспедиторских компаний. Поэтому экспансия производителей повлекла за собой экспансию экспедиторов. В список Global Players логистической отрасли входят сегодня DB Schenker и DB Schenker Rail (дочерние фирмы Deutsche Bahn), а также Deutsche Post, DHL и экспедиторская фирма Dachser.

«Решающий фактор нашего успеха — широкая разветвленность логистической сети, — считает Карл-Фридрих Рауш (Bahn Karl-Friedrich Rausch), глава транспортного подразделения Deutsche Bahn. — Клиентам нужны экспедиторы, которые предлагают глобальные решения. И тут крупные игроки, безусловно, обладают конкурентным преимуществом».

Планы на будущее

Задача, которую немецким экспедиторам еще предстоит решить — это повышение энергетической эффективности и экологичности перевозок. Единые экологические стандарты для транспортировки грузов пока не существуют. «Треть грузовиков ездят по Германии порожняком, над этим стоит задуматься, — говорит профессор Эви Хартман. — Многие фуры заполнены лишь наполовину. Процессы транспортировки грузов можно и нужно оптимизировать. И этим логистические фирмы должны заняться вместе со своими клиентами».

Еще одна проблема немецкой логистики — нехватка высококвалифицированных кадров. По оценке отраслевых союзов, в Германии в этой сфере заняты около 2,7 миллиона человек. На первый взгляд — солидная цифра. И тем не менее, опытного персонала не хватает.

«Многие студенты вузов и профтехучилищ, даже не задумываются о том, что работу можно искать в сфере логистики, — сетует Андреас Фрошмайер (Andreas Froschmeyer), руководитель отдела развития предприятия в компании Dachser. — А работа ведь интересная, это одна из немногих по-настоящему интернациональных отраслей».

Новый КомпаньONline; 27.09.10