31.01.07

Логистика отстала от рынка

Михаил Свердлов, заместитель генерального директора группы компаний «Евросиб»:

– Уже несколько лет растет мировой рынок продаж автомобилей. Тенденция распространяется и на Россию. При этом львиная доля автомобилей на отечественный рынок перевозится через Финляндию. В 2005 году 340 тыс. новых автомобилей европейского и азиатского происхождения пересекли финскую границу. В 2006-м – уже порядка 600 тыс. По разным оценкам, к 2015 году число поставок машин может составить от 2,5 до 3,5 млн в год. Российские и финские железнодорожники намерены привлечь до трети этого объема на железнодорожный транспорт.

Но основная проблема, с которой сталкиваются железнодорожные перевозчики автомобилей, – логистика. В России до сих пор нет современных автомобильных терминалов, где удобно было бы машины принимать, безопасно хранить и затем дистрибутировать, тем самым обеспечив их прямую доставку. Наличие таких терминалов дало бы значительный выигрыш в скорости и в цене доставки. Сейчас же при перевозке через Финляндию в Россию удорожание составляет до 500 евро на автомобиль. Пока неразвитость инфраструктуры вынуждает национальных автодистрибьюторов и дилеров пользоваться услугами автотранспорта, что влечет за собой дополнительные сложности доставки. Прежде всего они обусловлены нехваткой подвижного состава и колоссальной нагрузкой на пограничные переходы, как следствие – многокилометровые пробки на границе.

Насколько мне известно, некоторые шаги в решении логистической проблемы уже предпринимаются. Начал принимать суда с автомобилями порт Санкт-Петербург. Планируется введение в эксплуатацию автомобильного терминала в новом порту в Усть-Луге, а российские и финские железнодорожники собираются совместно построить специализированный терминал в Москве.

Терминалы в российских портах должны находиться в свободной экономической зоне. Ведь автомобили идут к нам через Финляндию, поскольку на ее порты распространяется таможенная зона Евросоюза. Попав в порт, машина не пересекает границу, не нужно сразу вносить таможенные платежи. Это минимизирует финансовые риски дистрибьюторов, которые в случае недоброкачественности товара имеют возможность сразу отправить его обратно производителю. Нужны такие же условия в российских портах.

«Гудок» 31.01.2007