17.03.05

Логистика общих интересов

Международная конференция ТрансБалтика- 2005 , прошедшая недавно в Риге, показала: бизнес Востока и Запада проложил широкую дорогу для взаимного сотрудничества.

Успешное развитие транспортных отраслей экономики балтийских и других государств Евросоюза в первую очередь зависит от России. Сегодня более половины ее внешней торговли приходится на страны ЕС. До 90 процентов объема перегружаемых в балтийских портах грузов транзитные. Поэтому так важно продолжать взаимодействие для повышения конкурентоспособности портов, эффективного использования нефтепроводов, транспортных коридоров, а также в сферах логистики, информационных технологий и по многим другим направлениям.

Для бизнеса и транзита государственных границ не существует такой вывод прозвучал в Риге. Между странами должен доминировать конструктивный диалог, а не лозунги отдельных политиков, подчеркнул министр сообщений Латвии Айнарс Шлесерс. По его мнению, без участия России невозможно полностью реализовать в регионе ни один крупный транспортный проект.

Как плодотворно работать в современных условиях, и решали транспортники Балтии, России, Финляндии, Белоруссии, Германии и многих других государств. Все выступления носили исключительно деловой, позитивный характер. Об этом свидетельствует и выступление на конференции директора управления грузовых перевозок ГАО Латвийская железная дорога Эрикса Шмукстса.

В минувшем году магистраль перевезла более 51 миллиона тонн грузов. Это на три миллиона больше, чем в рекордном 2003-м. Провозная способность главного транзитного коридора, связывающего морские порты Латвии с Россией, Беларусью, Литвой и Эстонией, около 62 миллионов тонн в год. А несколько лет назад она равнялась лишь полусотне.

По оптимистическим прогнозам партнеров по транзитному бизнесу, предполагается, что общий объем железнодорожных перевозок на главных транзитных коридорах к 2015 году может составить около 90 миллионов тонн в год. При этом, подчеркнул Шмукстс, будущее латвийского транзита напрямую связано с Россией. Ее по праву называют одним из крупнейших рынков наступившего века, где покупательная способность населения ежегодно возрастает.

Из года в год увеличиваются перевозки грузов из Беларуси. Все больший интерес к латвийскому транзитному пути проявляет Казахстан. В Вентспилсе строится терминал для перевалки зерна из этой республики, делаются первые шаги по транспортировке нефтепродуктов и сырой нефти. Еженедельно по специальному расписанию из Рижского порта в Казахстан отправляется контейнерный поезд. За такими трансконтинентальными контейнерными перевозками, в которых большая роль принадлежит Российским железным дорогам, будущее. Объемы будут возрастать по мере развития отношений СНГ и Евросоюза. Но обеспечить рост перевозок без увеличения пропускных и провозных способностей балтийских транзитных коридоров, включая Латвийскую железную дорогу, будет невозможно. Необходимы серьезные меры для развития инфраструктуры.

По просьбе руководства магистрали в минувшем году коллеги-консультанты из Германии оценили реальность планируемых объемов перевозок и подготовили практические рекомендации. Это один из важных документов, которым дорога руководствуется при формировании инвестиционной политики. С 1998 года, когда началось использование европейских фондов помощи странам, вступающим в ЕС, в развитие железнодорожной инфраструктуры Латвии вложено более 150 миллионов евро, и половина из различных фондов Евросоюза.

Средства в основном использованы на реконструкции путевого хозяйства, что позволило повысить скорость движения поездов. Модернизированы системы телекоммуникаций с переводом их преимущественно на цифровые технологии. Это помогло улучшить надежность связи, ускорить внедрение информационных технологий, что повысило качество перевозочного процесса.

За несколько лет на магистрали реализованы такие проекты, как строительство нового парка в Вентспилсе, удлинение приемо-отправочных и сортировочных путей станции Лиепая, сооружение новых четырех раздельных пунктов на ограничивающих перегонах. Оборудован новыми устройствами централизации парк отправления станции Даугавпилс. Построено около 600 километров волоконно-оптической линии связи.

Модернизированная инфраструктура потребовала иного подхода к ее содержанию в соответствии с современными требованиями и технологиями. Для этих целей в Риге построен современный рельсосварочный центр, регулярно выделяются деньги на закупку высокопроизводительных путевых машин, средств малой механизации, различных технических устройств, обеспечивающих бесперебойную работу телекоммуникаций, сигнализации и электроснабжения.

Учитывая особую важность пограничных переходов в международном перевозочном процессе, компания совместно с пограничной службой республики приняла долевое участие в возведении таможенных железнодорожных пунктов контроля на передаточных станциях Резекне и Даугавпилс, а также электронных весов на трех пограничных станциях. Это позволило повысить качество контроля, уменьшить задержки поездов.

Инвестиционным планом развития инфраструктуры на период до 2013 года намечено реализовать восемь крупных проектов почти на полмиллиарда евро. В том числе из фондов ЕС 300 миллионов, из государственного бюджета 73 миллиона, за счет собственных средств и кредитов 114. Предусмотрено продолжить модернизацию колеи с укладкой новых стрелочных переводов; развитие и усиление мощностей Резекненского, Рижского и Лиепайского железнодорожных узлов; модернизацию средств автоматики и радиосвязи на всех участках с переводом их на системы, отвечающие стандартам ЕС.

Однако руководство дороги считает, что в дальнейшем с учетом роста ВВП в России и странах Евразийского континента, интенсивного освоения новых природных месторождений и постоянного увеличения перевозок между Востоком и Западом необходимы более кардинальные меры для усиления мощности инфраструктуры. В связи с этим планируется продолжить строительство вторых путей на лимитирующих участках транзитного коридора. Кроме того, начаты исследования по замене тепловозной тяги электрической.

Реализация такого крупного в масштабах Латвии проекта, по предварительным подсчетам, даст значительный экономический эффект. Руководство ГАО ЛЖД надеется, что этот проект и с экономической, и с экологической точек зрения найдет поддержку правительства Латвии, всех стран Европейского союза и заинтересует восточных соседей. Ведь наибольшую выгоду можно получить при условии, если электротяга будет связывать наши дороги на всем протяжении от станций и терминалов Дальнего Востока до припортовых станций Латвии.

Евгений ВОСТРУХОВ
Рига
"Гудок" 17.03.2005