09.08.12

Логистика областных центров Урала отстает от Екатеринбурга на пять лет

Эмзар Гимаев, генеральный директор ООО «ЛогИнУрал»:

— Какие тенденции наблюдаются на рынке складской недвижимости в Свердловской области?

— Спрос превышает предложение стабильно со второй половины прошлого года. В основном рост спроса наблюдается на склады класса А и В. В среднем ежегодный ввод новых складских помещений в Екатеринбурге составляет порядка 100 тыс. кв. метров, такая скорость соответствует потребностям рынка. Среди наиболее значимых новых проектов можно отметить строительство логистического комплекса площадью 10 тыс. кв. метров под нужды компании «Макдональдс» в Среднеуральске. Кроме того, следует напомнить о запуске комплекса «Новокольцовский» площадью в 52 тыс. кв. метров, речь идет о вводе четырех блоков примерно по 13 тыс. кв. метров каждый. На данном объекте не осталось вакантных площадей, объект полностью занят арендаторами.

— Какие регионы наиболее динамично развивают складскую логистику?

— Городами, в которых спрос на складские помещения будет возрастать наиболее высокими темпами, является Екатеринбург и Новосибирск. В них потребности в объеме складского пространства как под товары народного потребления, так и под товары промышленного назначения увеличатся в два раза к 2015 году. Я предполагаю, что потребности в складских помещения в Екатеринбурге даже будет чуть выше, так как на текущий момент в Новосибирске отстроено складских помещений больше, чем сейчас требует рынок, однако в дальнейшем они будут заполнены. По данным екатеринбургского комитета товарного рынка, сейчас площадь складских помещений класса А и В на душу населения в Свердловской области составляет 2,5 кв. метров. По прогнозам комитета, к 2020 году данный показатель должен вырасти в десять раз — до 25 кв. метров.

— За счет каких грузопотоков будет осуществляться увеличение данного показателя?

— Во-первых, следует учитывать, что приближение таможенных постов к границе России позволит перераспределить поток, избегая концентрации товаров в Москве. Это повлечет за собой размещение товаров на местах их потребления, в первую очередь, в городах-миллионниках. Во-вторых, вступление России в ВТО повлечет за собой увеличение потока товаров по направлению Запад—Восток. Если таможенное законодательство позволит перераспределять в регионах потоки товаров как для внутрироссийского пользования, так и для других стран без растаможивания продукции, то Екатеринбург может стать международных хабом. Тогда потребность города в складских помещениях в несколько раз увеличится, а движение товара также пойдет по направлению Восток—Запад.

Ближайшие областные центры (Пермь, Челябинск, Уфа, Тюмень, Курган) сейчас отстают от Екатеринбурга в сегменте складской недвижимости на три-пять лет. Кроме того, наблюдается тенденция — доля складов в центре Екатеринбурга резко сокращается, возрастает их число на границах мегаполиса с образованием целых комплексов. В частности, это связано с увеличением арендной платы.

Коммерсантъ (Екатеринбург)