Логистика на цифровом поле
Между представлениями о том, к чему должна привести цифровизация отрасли грузоперевозок, и текущими реалиями рынка существует значительный разрыв.
В рамках IV Digital City Forum, организатором которого выступил РБК Петербург, эксперты обсудили вопросы дальнейшей цифровизации транспортно-логистической отрасли. Рынком уже достаточно хорошо освоен ряд программных продуктов - например, системы управления складом WMS, системы управления транспортом TMS, которые, по экспертным оценкам, могут давать от 10 до 35% экономии денег и/или времени. Вместе с тем, как отметили участники дискуссии, до сих пор существует огромный нереализованный потенциал оптимизации бизнес-процессов благодаря переводу отрасли в «цифру».
Скрытые возможности
Полная цифровизация цепочки снабжения даже на отстроенных в компаниях процессах, позволяет получить дополнительные 20-50% оптимизации, уверен Денис Афанасьев, директор по разработке ПО DataArt. «Сегодня в целом можно говорить о трансформации в цепочке снабжения на последней миле, где традиционные В2В или В2С модели сменяются Х2С, где «Х» это в принципе все, что ориентировано на клиента, включая дроны, автономные ездящие контейнеры и т.п.», - поясняет Афанасьев.
Евгений Кудрявцев, руководитель группы региональных продаж DPD, отмечает эффективность автоматизации работы колл-центра: робот-оператор обслуживает порядка 30% всех клиентских обращений, что экономит человеко-часы и ускоряет процесс обслуживания клиентов.
Аркадий Гусев, директор по информационным технологиям «Евросиб СПб – транспортные системы», рассказал о разработке и успешном внедрении собственного картографического сервиса, который выводит на интерактивную карту данные о подходе, загруженности и техническом состоянии вагонов. «При этом корректно настроенная система фильтров для отбора информации позволяет определять проблемные точки и принимать управленческие решения», - добавляет Гусев.
Новые вызовы
Рассуждая о главных вызовах, на которые предстоит ответить участникам рынка, генеральный директор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани особо отметил кадровую проблему.
«Когда компания находится на пороге чего-то нового – блокчейн например, или те же роботы со сложным функционалом – снова встает вопрос, как это реализовывать. Настоящая проблема – найти либо вырастить специалистов, которые могли бы работать на прорыв существующей практики. В целом здесь мы пришли к тому, что программисты не должны залезать на уровень бизнес-логики, и должны быть полностью освобождены от непрофильных функций. Так растет скорость управления изменениями в компании», - пояснил свою точку зрения Мадани. Глава «Деловых линий» также отметил, что значительную роль в процессе трансформации информационных систем может сыграть государство, которое может стимулировать этот процесс – например, через изменения нормативно-правовой базы.
Одним из сопутствующих эффектов цифровизации является накопление огромного массива данных, которые могут быть использованы для создания новых сервисов и подготовки аналитических отчетов для клиентов. Однако для эффективного использования этого ресурса необходимо обеспечить корректную интерпретацию собираемых данных, отметил менеджер по транспортной и складской логистике ООО «Объединённые пивоварни Хейенкен» Илья Семенов. Такая задача, по его мнению, сама по себе требует серьезных компетенций.
Связисты вышли за рамки
Сегодня цифровые сервисы для логистики наряду с профильными разработчиками и интеграторами предоставляют телекоммуникационные компании. «Услуги контроля автопарка и груза уже достаточно обыденны. Мы предлагаем новые возможности, например, специальные датчики отслеживают положение и перемещение груза в пространстве, в том числе ось наклона, температурный режим перевозки (для скоропортящихся товаров или товаров со спецусловиями перевозки), проводят мониторинг состояния водителя по движению глаз и так далее. Реализованный кейс с поставщиком живых цветов по контролю температурных перевозок позволил клиенту сократить потери на 30%», - рассказывает Роман Емельянов, руководитель по развитию клиентов Северо-Западного филиала компании «МегаФон».
Алена Нечитайло, руководитель направления M2M/IoT МТС на Северо-Западе, отмечает, что аналитика на телематике позволяет снизить издержки на топливо, на ремонт и простои из-за него, сократить аварийность и оптимизировать стоимость страховки. «По отдельным клиентам уже в первый месяц внедрения наших решений экономия достигает 15%» - добавляет Алена Нечитайло. Кроме того, компания готова предоставлять агрегированную обезличенную геоаналитическую информацию, которая может использоваться для принятия решений по развитию транспортной инфраструктуры города. Подобные проекты МТС реализовывала в различных городах, в том числе в столице.
Полезность и эффективность телематики подчеркивает и Андрей Волков, руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами компании «Балтийский лизинг». «Все машины в рамках оперативного лизинга оборудуются системами телеметрии в составе сервисного пакета. И если изначально мы преследовали цель контроля пробега, чтобы вовремя проводить техобслуживание, то сейчас клиенты в личном кабинете видят всевозможные параметры эксплуатации машины, включая штрафы онлайн и состояние водителя. На больших автопарках это сильно сокращает издержки», - делится опытом Волков.
Облака и «уберизация»
Цифровизация логистики и использование ИТ-продуктов Transport Management System (TMS) существенно сокращает затраты транспортных компаний и обеспечивает быстрый рост бизнеса, отметили участники дискуссии. Но для малых и средних компаний TMS недоступна из-за дороговизны подобных решений. По словам Алексея Бугая, заместителя генерального директора по коммерческой деятельности и маркетингу BIA-Technologies, этот барьер будет устранен с появлением на рынке облачных решений класса TMS, доступных для большинства перевозчиков.
Драйвером цифровизации российской логистики становятся также платформенные решения по поиску и подбору грузоперевозчиков (аналог Uber для грузового транспорта). Весной текущего года BIA-Technologies запустила сервис GetCargo на цифровой платформе, который, по словам Алексея Бугая, располагая парком в 15 тыс. машин, вышел на окупаемость в течение полугода.
Компания «Комита» по договору с РЖД в настоящее время формирует комплексный продукт по интеграции своей универсальной электронной торговой площадки и электронного магазина с электронной торговой площадкой грузоперевозок, в рамках которых можно будет не только купить требуемый товар, но и заказать весь комплекс услуг по грузоперевозке – как железной дорогой, так и автотранспортом. Такое решение, по словам Андрея Субботина, технического директора «Комиты», будет особенно привлекательно для субъектов малого и среднего бизнеса, т.к. существенно расширяет возможности ведения их бизнеса.
Эх, дороги…
Однако цифровые продукты в режиме онлайн и сопутствующий функционал доступны только в зоне покрытия связью, в то время как в России достаточно много участков трасс длиной в сотни километров, на которых услуги связи недоступны. Это создает препятствие для грузоперевозок – в том числе и с точки зрения безопасности. Ведь стоимость перевозимого груза может достигать десятков миллионов рублей. Сергей Петухов, менеджер по продукту Monitor3S компании «Газинформсервис», подчеркивает, что данная поблема может быть решена с использованием локальных центров накопления данных, которые собирают сведения с бортовых терминалов, установленных на технике, и осуществляют дальнейшую передачу данных по спутниковым каналам.
Большие расстояния и удаленность населенных пунктов от федеральных трасс мешают и цифровизации дорожного полотна, что необходимо, в частности, для запуска беспилотных автомобилей. Программа «Караван», реализуемая Росавтодором, предусматривает цифровизацию более 20 тысяч километров федеральных трасс к 2035 году. Это необходимо для развития транзита грузов через Россию между Европой и Китаем. «Когда эта задача будет решена, остается открытым вопрос о том, как быть с «последней милей» применительно к доставке внутри России. Беспилотная машина, свернув с федеральной оцифрованной трассы, скорее всего, просто встанет», - говорит Валерий Пальчик, заместитель начальника управления по развитию транспортной инфраструктуры и ИТС Дирекции по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Иными словами, даже после внедрения на трассах самых современных технологических решений, останется необходимость оснащения автотранспорта оборудованием, которое позволит ориентироваться на неоцифрованных трассах. Таким образом, как отметили участники дискуссии, несмотря на довольно четкие представления о том, как должен работать логистический бизнес в цифровую эпоху, в российских реалиях до сих пор существует ряд обстоятельств, которые существенно замедляют технологическую трансформацию отрасли.