13.09.12

Логистика на высшем уровне

На прошедшем во Владивостоке международном саммите АТЭС-2012 иностранным партнерам было предложено более активно использовать транзитные возможности России. Президент страны Владимир Путин заявил о том, что для этой цели продолжится развитие Транссиба и БАМа, а также Северного морского пути. Но помимо этого необходимо внедрять новые технологии в организации логистики, а также снижать административные барьеры при прохождении товаров через границу.

Согласно недавно проведенному опросу руководителей крупных компаний в АТР, – говорит вице-президент международной сети фирм PwC International Дональд Альмейда, – 60 % респондентов ответили, что в условиях финансовых рисков диверсифицируют своих поставщиков и сокращают географию логистических цепочек. Еще 25 % топ-менеджеров отметили, что стали уходить от избыточных схем поставок.

По словам исполнительного директора Valadenz Ltd. Тони Ноувелла, один день простоя груза в странах Азиатско-Тихоокеанского региона суммарно обходится в более чем 23 млн долларов.

– Нам необходимы регуляторные меры для сокращения этих непроизводительных потерь, – заявил бизнесмен.

Россия, обладая транзитными возможностями, могла бы сыграть заметную роль в оптимизации существующих схем перевозок внешнеторговых грузов, организовав кратчайший путь в направлении Восток – Запад. Тем более с созданием Таможенного союза иностранным партнерам открываются инфраструктурные возможности не только РФ, но Белоруссии и Казахстана.

Между тем перемещение грузов через Россию также встречает трудности.

– Контейнер из Азии в Европу следует 32 дня. Из них пять обрабатывается в порту, 13 идет по железной дороге, все остальное время он растамаживается, – сетует председатель совета директоров ОАО «Новороссийский морской торговый порт» Марат Шайдаев.

Один из выходов – совершенствование системы электронного документооборота. По словам Марата Шайдаева, на днях «Сумма» подписала соглашение о сотрудничестве с организацией GS1. Согласно ему планируется развивать технологию RFID, основанную на методе радиочастотной идентификации, которая позволяет дистанционно передавать данные о перемещаемом грузе. Благодаря этому товары смогут быстрее пересекать границу, поскольку, располагая информацией о грузе еще до прихода судна в порт, можно в разы сократить пограничный, таможенный контроль.

Чтобы России привлечь перспективные грузопотоки, необходима новая идеология транспортной политики, говорит советник президента РФ Игорь Левитин, поскольку в мире изменилась технология организации логистического процесса.

– Ужесточаются требования клиентов к надежности доставки: клиенту сегодня нужен оператор, который отвечает за доставку груза «от двери до двери». Наша задача в том, чтобы такие крупные транспортные экспедиторы работали в России и отвечали за перевозку грузов, – сказал бывший глава Минтранса.

По его словам, есть две актуальные задачи, которые необходимо решить сегодня. Во-первых, необходимо наладить стабильность поставок. Во-вторых, упростить процедуры прохождения грузов через границы.

– Для нас очень важно наличие навигационной системы ГЛОНАСС. По договоренности с секретариатом АТЭС Россия будет разрабатывать проект организации транспортных потоков на территории Азиатско-Тихоокеанского региона. С ГЛОНАСС мы могли бы продвинуться далеко в части технологий, – уверен Игорь Левитин.

Кстати, руководство «Суммы» считает возможным совместить технологию RFID с ГЛОНАСС. Но для ее широкого распространения, уточняют представители группы, должна быть на законодательном уровне принята инициатива для упрощения процедуры продвижения товаропотока через границу.

Без развития инфраструктуры тоже не обойтись. Как рассказал министр развития Дальнего Востока – полпред президента в ДФО Виктор Ишаев, сегодня в Дальневосточном регионе создается опорная сеть дорог, которая сможет служить и для транзита, а также запланирован ряд крупных проектов. Среди них модернизация и реконструкция Транссиба, реализация которой позволит получать доход в 18–20 млрд долларов ежегодно.

– Объем торговли между Европой и Азией исчисляется 1 трлн долларов в год, и каждый процент грузов, который пойдет через Россию, принесет нашей экономике не менее 1 млрд долларов, – в свою очередь подчеркнул глава группы «Сумма» Зиявудин Магомедов.

Zdr-gazeta.ru