31.05.12

Логистика на низком старте

Казахстану необходимо развивать транспортно-логистический комплекс. Это позволит увеличить долю несырьевого сектора в экспорте до 40%. Такое мнение высказал акционер ENRC Александр Машкевич. По данным компании DPD, логистический рынок Казахстана оценивается в $60 млн

По мнению Александра Машкевича, за счет устранения инфраструктурных ограничений, создания эффективной внутренней логистики, участия в мировом транзите, активизации продвижения экспортных товаров на мировые рынки может быть реализован потенциал роста производительности труда и увеличения доли несырьевого сектора в экспорте до 40%.

«Правительство Казахстана своевременно ставит задачу эффективного развития транспортно-логистического комплекса. Он должен быть интегрирован в международную транспортную систему, обеспечивать целостность всей производственно-логистической цепочки. По оценке экспертов, успешное решение данной задачи позволит увеличить ВВП Казахстана к 2014 году до $200 млрд», – говорит А. Машкевич.

В свою очередь, основные проблемы в логистической отрасли эксперты видят в перевозке и хранении некоторых грузов и эффективной таможенной очистке. «Например, есть проблема в нехватке вагонов для перевозки зерна и мест его хранения – зернохранилищ. Большие территории Казахстана и «разбросанность» на огромные расстояния городов республики вместе с низким количеством населения являются сами по себе очень серьезными проблемами функционирования логистической системы», – говорит аналитик отдела исследований и консалтинга NAI Aristan Сергей Гильдт.

По мнению управляющего директора DPD в Казахстане Владимира Ятченко, сдерживающим фактором развития логистики является состояние дорожной инфраструктуры Казахстана. «Например, ранее в Каспийский регион можно было доставить груз только железной дорогой. Сейчас ситуация улучшается, тем не менее еще остаются так называемые сезонные участки дорог – это отрезок между Актобе и Актау протяженностью 150 км.

Мы возлагаем очень большие надежды на строительство трассы общей протяженностью 8,5 тыс. км, которая пройдет из Китая через Казахстан в Россию. В связи с этим мы видим качественные изменения и, в первую очередь, в сроках доставки», – говорит В. Ятченко.

Недостаточный спрос у бизнеса на складские помещения высокого качества эксперты считают второстепенной проблемой.

«Мы наблюдаем слабую развитость всего сектора потребителей складских услуг. Дело в том, что у нас только самый организованный крупный бизнес готов обслуживаться в современных складских комплексах, это является своеобразной особенностью развивающихся экономик», – говорит аналитик.

По данным компании NAI Aristan, сейчас строятся комплексы в приграничных комплексах «Хоргос» и «Достык», кроме того, строятся такие складские комплексы, как High Tech Logistics в Астане, существуют проекты строительства в Актюбинской и Западно-Казахстанской областях, намечается завершение строительства и расширение складских площадей в морпорте Актау и выполнение нескольких других заявленных проектов.

Как сообщили «Къ» в Damu Logistics, увеличить свою долю планирует и индустриально-логистический центр «Даму» – путем выхода в Западный регион Казахстана в 2012–2013 годах.

Крупнейшим складским и логистическим центром в Алматы является промышленно-логистический центр «Даму», на долю которого приходится 28% от общего фонда. На данный момент площадь предоставляемых помещений Damu Logistics составляет более 250 тыс. кв. м, 85% которых уже заняты. Paragon Development Logistics (POL) – второй по величине логистический центр с долей на рынке в 12%. «Международный логистический парк Алматы», «Тау Терминал» и «PEAK Акжал» входят в список пяти крупнейших складских и логистических центров в Алматинской области, которые занимают 11, 10 и 9% общего фонда рынка соответственно. Ставки аренды для складских помещений класса «А» – $8–15 за кв. м. Ставка аренды в среднем составляет $8–10 за кв. м.

«Объем вакантных складских помещений в объектах классов «А» и «В» составляет свыше 15%, а это – серьезные площади, которые будут заполняться несколько лет. Но именно в этом сегменте мы ожидаем дальнейшее увеличение спроса. В классах «С» и «D» предложение превышает спрос», – говорит Сергей Гильдт.

Курсивъ