07.05.07

Логистика на грани фантастики

Недавно «сошедший с ленты» проект «Пермский край: Логистический центр» в очередной раз продемонстрировал всю серьезность настроя региональной власти прорваться «в мир». Новая идея, пожалуй, не уступит такому гиганту, как «Белкомур».

«Тема создания транспортно-логистического центра была поднята в декабре прошлого года, — говорит и. о. начальника комитета по транспорту и связи Денис Гвоздев. — За три месяца разговоров нашелся только один реальный заинтересованный претендент. «РК. Логистика» разделила взгляды Пермского края в части зарождения и развития центра транспортной логистики».

«Пермский край — крупный субъект РФ по грузообороту, — говорит заместитель председателя правительства Михаил Антонов. — Через 5-7 лет его объем составит более 60 млн тонн. Однако транспортных центров высокого класса, которые могли бы обеспечить объем и качество доставки грузов, нет. У нас доля издержек на транспортировку в два раза выше, чем в других регионах. Отсюда мы получаем более высокую стоимость продукции. И меньшую конкурентоспособность прикамских товаров на внешнем рынке. В наших целях — объединить все виды грузопотоков на территории региона — авто, авиа, водные и железнодорожные перевозки».

Предполагается, что центр будет включать в себя не только склады, офисные помещения для клиентов, но и гостиницы. Подобных масштабных проектов в Пермском крае не было. В планах есть создание логистических комплексов для отдельных компаний. Московская фирма LT «Терминал» рассматривает возможность строительства в Пермском крае склада. «Он целиком будет обеспечивать интересы нашего клиента «Техносилы», — поясняет член совета директоров LT «Терминал» Виктор Шпаков. — Конкуренцию по созданию транспортно-логистического центра в Прикамье мы никому составлять не собираемся. Вот в сотрудничество вступить возможно — например, арендовать площади будущего терминала».

Руководство «РК.Логистика» заинтересовалось Пермским краем как регионом с удобным географическим положением. «Прикамье — граница Европы и Азии, — говорит председатель совета директоров Алексей Порошин. — Пермь находится на пересечении основной магистрали товаропотока на Восток. Кроме того, край располагает речным транспортом, чего, кстати, не имеет соседняя Свердловская область. А ведь там ТЛЦ существует с ноября 2006 года».

Проект активно поддержали непосредственные участники — транспортники. «Без логистического центра, — считает начальник пермского отделения СвЖД Игорь Баринов, — мы начнем задыхаться. Наш клиент сегодня, как бильярдный шарик, ищет лузу, пока не решит все свои проблемы. Ему приходится обращаться к оператору, к таможне, к банку, который кредитует перевозку. В Перми мы запутываем своих клиентов. Нам выгодно создать единый центр, ориентированный на грузоотправителей Пермского края».

Будущие пользователи ТЛЦ восприняли идею не однозначно. Представители управляющей компании «ЭКС», управляющей компании «Май», ПФПГ, ЗАО «ЛУКОЙЛ-Транс» одобрили инициативу власти и «РК.Логистика». Но крупный бизнес в целом пока хранит молчание. Предприятия ООО «Пермнефтегазпереработка», «Сильвинит», «Уралкалий», «Соликамскбумпром» даже не появились на «круглом столе» по обсуждению вопроса о создании ТЛЦ. «У крупного бизнеса проблема с транспортировкой решена изначально. У них свои транспортные пути. Вопрос — насколько среднему бизнесу будет интересен ТЛЦ», — рассуждает генеральный директор управляющей компании «Май» Олег Юшманов. «Первичными клиентами логистического центра, на мой взгляд, будет средний бизнес», — считает начальник отдела инвестиционных проектов ОАО «Мотовилихинские заводы» Павел Тюленев. — У завода сегодня своя транспортная компания. Когда нам нужно совершить внутренние перевозки из цеха в цех, мы не станем прибегать к услугам ТЛЦ. А вот на большие расстояния выбор скорей всего будет в пользу терминала. Вообще логистический центр — это возможность подтянуть на себя дополнительные ресурсы, в том числе и международных компаний». «Минеральные удобрения» считают, что услугами Центра в большей степени будут пользоваться именно «середняки». «Наше предприятие «СанФрут» снабжает соками весь Урал, — говорит заместитель генерального директора по капитальному строительству завода Александр Корягин. — ТЛЦ мог бы помочь уменьшить издержки на перевозку». «Для нас средний бизнес — большой потенциал, — отмечают железнодорожники. — Сегодня это 40% наших клиентов».

Руководство «РК.Логистика» планирует привлекать бизнес к ТЛЦ. «Мы сможем заинтересовать предприятия, например, предоставлением скидок, — предлагает Алексей Порошин. — И, безусловно, на сегодняшний день понимаем, что с частником будет не так просто конкурировать».

Директор частной фирмы по грузоперевозкам «Гепард–Д» Александр Шполянский отметил, что если «подобный центр действительно будет создан, то частники возможно даже пойдут на сотрудничество. Мы на рынке грузоперевозок существуем уже 6 лет. У нас свои постоянные клиенты. Поэтому мы не боимся остаться в тени транспортного монстра».

Если все пойдет гладко, уже через полтора года в Пермском крае появится транспортный терминал. Предполагаемый объем инвестиций в проект составит 3 млрд рублей. Причем привлекать будут только инвесторов Пермского края. Западно-Уральский банк Сбербанка России уже готов поучаствовать в проекте, предоставив возможные максимум 80% от объема необходимых средств.

На сегодняшний день остро стоит вопрос о месте расположения терминала площадью в 100 тыс. кв. м. «Нам интересен вариант размещения центра в поселке Звездном. Там закончила свою работу система противоракетной обороны, — поясняет Игорь Баринов. — Люди поселка имеют опыт работы и сейчас не востребованы. Звездный — это хорошие подъездные пути. Это начало южного входа в г. Пермь. К тому же, данная территория заявляется в предложении по строительству федеральной автотрассы. Для железной дороги и автотранспорта важна концентрация с людскими ресурсами и площадями». Для «РК. Логистика» приоритетом является центр Перми. Однако это не совсем стыкуется с тем, что говорят представители компании. «Медленно идущие по дорогам Перми грузовики вызывают пробки. Строительство логистического терминала поможет разгрузить город от фур».

Речной транспорт в лице ОАО «Порт-Пермь» хотел бы видеть ТЛЦ в Заостровке. «Этот выбор складывается из следующих параметров, — объясняет исполнительный директор «Порт-Пермь» Михаил Акуленко, — здесь есть новый мост, длинная причальная стенка, железнодорожные пути. В городе — вариант похуже. Там ограничен проезд по Решетниковскому спуску, в не лучшем состоянии находится железнодорожный мост, плохая транспортная развязка и не большой участок».

На сегодня пока есть договоренность о создании специального координационного совета при правительстве края или губернаторе. «На совете мы представим наши проекты, ноу-хау. В процессе работы просчитаем все позитивные и негативные моменты создания ТЛЦ. А к концу года постараемся сформировать первоначальный скелет проекта», — планирует Алексей Порошин.

Сможет ли Пермский край освоить европейские технологии в транспортной сфере, зависит от активности местного бизнеса. Пока что от него идут слабые импульсы. Предприятия надеются на региональную власть. По замыслам правительства Пермского края ТЛЦ сможет появиться только тогда, когда бизнес начнет реальное движение в этом направлении.

Верхнекамье; 07.05.07