Логистика – новый приоритет белорусской экономики.
Мировой опыт показывает, что в настоящее время особую значимость приобретает развитие логистической системы, то есть современное управление закупками и продажами, сервисное обслуживание грузов и транспорта, хранение товаров. Использование логистики приносит серьезные преимущества в конкурентной борьбе, существенно повышает шансы продвижения продукции на внутреннем и внешних рынках.
Чемпионом мира по использованию своего географического и геополитического положения можно назвать Германию. Одних только контейнеров в этой стране столько, что, вытянув их в цепь, можно трижды опоясать земной шар. В системе логистики занято более 400 тысяч работников, а объем соответствующих услуг превышает 16 миллиардов евро.
Нельзя сказать, что Беларусь, торгующая более чем со 170 странами мира, в плане развития логистики начинает с нуля. Но и об успехах говорить пока преждевременно. По оценкам экспертов, логистическими услугами в стране обеспечивается лишь семь-восемь процентов ВВП. Поэтому логистика должна стать для Беларуси одним из приоритетных геоэкономических направлений, тем более что новая отрасль с точки зрения получения добавленной стоимости не требует больших издержек.
Находясь на перекрестке основных транспортных маршрутов, связывающих государства Западной Европы с Россией и странами Юго-Восточной Азии, а страны региона Балтийского моря – со странами Черноморского побережья, Беларусь объективно может претендовать на роль транзитного государства при выстраивании глобальных трансъевропейских магистралей с севера на юг и с запада на восток, уверен доктор экономических наук, профессор Петр Никитенко.
Программа развития логистической системы Беларуси до 2015 года уже утверждена правительством. Она предполагает улучшение рыночного имиджа страны, укрепляет партнерство государства и бизнеса. Предпринимателям, в частности, не нужно будет заботиться о крупных складских помещениях, поскольку заказать ту или иную продукцию или услугу можно будет через логистический центр, то есть работать «с колес».
По оценкам Института экономики НАН Беларуси, суммарный грузооборот белорусских транспортно-логистических центров к 2015 году может составить 25–30 миллионов тонн в год. Если удастся реализовать все, что предусмотрено программой, то страна за счет развития логистики получит к 2015 году не менее 20 процентов ВВП. Кстати, в других европейских государствах этот показатель уже находится на уровне 20–30 и более процентов ВВП. В создании крупных транспортно-логистических центров в общей сложности на 50 участках предполагается задействовать как внутренние источники финансирования, так и иностранный капитал.
С марта начал функционировать первый транспортно-логистический центр «Минск – Белтаможсервис». Уже подписан проект создания логистического центра в аэропорту «Минск». Иранские инвесторы намерены построить транспортно-логистический центр «Прилесье». Но по-настоящему обещает всех удивить Оршанский авиаремонтный завод, на базе которого со следующего года планируется начать строительство международного мультимодального логистического центра «Орша». Он объединит в себе воздушное, автомобильное и железнодорожное сообщение.
– В 1993 году мы сумели переквалифицироваться на ремонт вертолетов семейства «Ми» и сейчас активно выходим на международные рынки, работаем со спецэкспортерами по военной тематике, – рассказывает директор завода Владимир Троицкий. – И если производственный потенциал предприятия сегодня используется на полную мощность, то имеющаяся инфраструктура не приносит должной отдачи. Речь идет не только об аэродроме, который, кстати, отвечает всем международным требованиям и находится в очень хорошем состоянии. Однако в прошлом году на аэродроме совершено всего три взлета-посадки, и в условиях столь низкой загруженности он является для предприятия обузой.
Орша – крупный железнодорожный узел, который находится рядом с перекрестком крупнейших автомагистралей – коридор 2 (Европа – Москва) и коридор 9 (Хельсинки – Санкт-Петербург – Киев – Одесса – София). И столь выгодное географическое положение грешно не использовать.
– Так родилась идея создания мультимодального логистического центра на базе нашего предприятия, – продолжает Владимир Троицкий. – Чтобы и аэродром, и прилегающая к нему территория приносили деньги. А для этого сюда должны летать самолеты. Пассажиропоток мы к себе не перенесем, а вот грузы привлечь сможем. Согласно международной практике логистический центр обслуживает территорию радиусом 500–550 километров. И в нашем случае в этом периметре находятся Минск, Москва, Киев, Вильнюс, Рига, чуть дальше – Варшава, Санкт-Петербург.
Объем инвестиций, необходимых для создания оршанского логистического центра, оценивается в 11,6 миллиона долларов. Запланировано строительство складского терминала длиной 600 метров и шириной 100 метров, офисных зданий, в которых расположатся таможенный и пограничный пункты, страховая и лизинговая компании, банк, гостиница, ресторан, кафе.
Оператором проекта выступила латвийская фирма «Логистик и партнеры», имеющая большой опыт по созданию таких центров в Австрии, Казахстане, Молдове. По предварительной информации, вести строительство центра будет австрийская компания, она же и основной инвестор. В этом году стороны рассчитывают создать совместное предприятие по реализации проекта. Четверть акций в нем будут принадлежать авиаремонтному заводу, 75 процентов – инвестору.
Расчеты показывают, что при благоприятном сценарии через три года проект полностью окупится. Транзит через Оршу должен стать привлекательным не только для белорусских производителей, но и для зарубежных экспортеров, прежде всего из соседних с Беларусью стран.
"Народная Газета"; 10.06.10