20.03.08

Логистический центр стоимостью $150 млн будет построен в Воронежской области

Светлана Мячкова, директор ООО Логистический центр «Forward»: «Сократив затраты по логистике на один процент, можно уменьшить стоимость перевозимого товара на 10 процентов»

Сегодня так много говорится о развитии и поддержке малого бизнеса, что только у ленивого не возникает желания все бросить и, наконец, заняться своим делом, начать работать на себя. Не у каждого хватит на это смелости, да и отсутствие определенного набора знаний зачастую останавливает. Но если вы все же почувствовали в себе силы и решили заняться торговлей, например, выйти на мировой рынок и что-нибудь там купить или продать, что вы сделаете в первую очередь? Конечно, зарегистрируете своё предприятие, откроете расчетный и валютный счета. А что дальше? О том, как и из чего складывается внешнеэкономическая деятельность предприятий, корреспондент Chel.ru поговорил с директором ООО Логистический центр «Forward» Светланой Мячковой.

– Светлана Владимировна, в чем заключаются особенности торговых отношений с другими государствами? Чем они отличаются от деятельности внутри страны?

– Прежде всего, найти партнера за границей гораздо труднее, чем в пределах своей страны. Для того чтобы определиться, с какой страной и каким товаром или услугой вы хотели бы работать, необходимо провести маркетинговые исследования.

После того как определятся партнеры и будут обсуждены условия сделки, непременно встает вопрос транспортировки груза. Если в пределах одной страны его доставить несложно, то при международной перевозке неизменно встанет вопрос соблюдения законодательства той страны, в которой находится партнер, и, конечно, оформления документации на провоз груза через границу.

Сейчас, например, очень востребовано казахстанское направление. Предприниматели из Казахстана приезжают в Челябинск, находят компанию, предлагающую нужный им товар. Далее встает вопрос экспорта – выбранный товар нужно оформить в налоговой, на таможне и, наконец, доставить до места.

– С какими проблемами обычно сталкиваются предприниматели, осуществляя доставку груза через границу самостоятельно?

– Для того чтобы провезти груз, нужно быть очень грамотным человеком. Прежде всего, необходимо хорошо знать налоговое и таможенное законодательства. Знать, как оформить документы на ввоз и вывоз товаров. На некоторые группы товаров нужно получать разрешения из Министерства обороны, Роспотребнадзора. То есть для каждого органа придется сформировать особый пакет документов, после рассмотрения которого вам или разрешат вывезти товар, или не разрешат.

Продавцу обычно эти проблемы не нужны – у него есть свои потребители внутри страны. Для того чтобы оправить товар в Казахстан, ему нужно будет регистрироваться в таможне, готовить сертификаты, необходимые для отправки на экспорт. Это большой объем работы и солидные средства. Многие этим просто не хотят заниматься.

Кроме того, предпринимателю придется заключать массу договоров со складами, перевозчиками, продавцами. В одной сделке обычно участвует до десяти контрагентов.

– Что же делать, если своих знаний не хватает и зарубежный партнер помогать отказывается?

– Придется либо держать в штате отдел по внешнеэкономической деятельности (ВЭД), либо обратиться к профессиональным логистам. Опять же, чтобы вырастить квалифицированного специалиста по ВЭД, придется потратить много времени и средств, пока он наработает нужные связи и контакты, освоит все тонкости оформления документации.

– А что вы можете предложить предпринимателю и какие проблемы поможете решить?

– Наш логистический центр предлагает комплексное обслуживание международных сделок. Мы являемся той компанией, которая может осуществить доставку «от двери до двери». На каждое направление мы разрабатываем несколько схем доставки, и заказчик сам выбирает, каким путем и транспортом груз попадет на место. Кроме того, мы можем осуществить всю сделку полностью. То есть заказчик, обратившись к нам, может предоставить перечень фирм, с которыми хотел бы сотрудничать, и товаров, которые ему необходимо доставить. В этом случае сделка полностью ложится на нас. Наши сотрудники закупают товар или несколько видов товаров (это уже будут сборные грузы), грузят их в автомобиль, оформляют необходимую документацию на ввоз и вывоз товаров и без проблем с таможней доставляют его до места.

Опять же, привезти можно все, но можно привезти дорого, а можно дешево. Можно переплатить, и товар где-то простоит, предпринимателю придется оплачивать сверхнормативные простои, а можно привезти вовремя и недорого. Мы позиционируем себя как логистический центр , а целью логистики является снижение издержек клиента путем нахождения оптимальных логистических решений, поэтому стараемся доставить товар качественно, в нужные сроки и максимально снизив затраты на перевозку.

Мы индивидуально подходим к каждому клиенту, ведь в нашем деле не бывает одинаковых клиентов и общих подходов, поэтому мы всегда на стороне их интересов. Для них мы являемся отделом ВЭД, всегда действуем по согласованию с руководством предприятия и отчитываемся перед ним. Но при этом затраты по содержанию целого отдела не ложатся на плечи предприятия. Важно и то, что мы, предоставляя услуги, гарантируем заказчику конфиденциальность и неукоснительно соблюдаем коммерческую тайну. Ну и наконец, мы всегда отвечаем за взятые на себя обязательства и законность операций, которые проводятся с соблюдением всех требований действующего законодательства стран, участвующих в сделке.

– Светлана Владимировна, действительно с помощью грамотной логистики можно значительно сократить стоимость товаров?

– Я могу сказать, что, сократив затраты на перевозку на один процент, стоимость продукции удешевляется на 10 процентов. Таким образом, при хорошей логистике стоимость товаров реально сократить на 15-20 процентов.

– А в нашем городе много хороших логистов, и вообще как давно начало развиваться это направление на рынке?

– В Челябинске оно существует всего несколько лет, несмотря на то что наш город мог бы стать «перевалочным» пунктом, особенно если вспомнить о Великом шелковом пути. Когда я училась в институте по специальности «Организация перевозок. Логистика», преподаватели говорили, что профессиональные логисты на рынке только стали появляться. По окончании вуза, начав искать работу, я столкнулась с тем, что понятие логистика вообще подменялось грузоперевозками, складами. Хотя логист должен участвовать в сделке с начала и до конца. В этом случае через него идут все документы, и ситуацию можно держать под контролем. Это позволяет ликвидировать ошибки еще на этапе их появления. Активно логистика начала развиваться только последние три года. Специалисты стали понимать, что прибыль складывается из того, на сколько ты сократишь все сопутствующие затраты по доставке товара. Вся расходная статья легла на логистику. Чем хитрее, мудрее и быстрее специалист провернет сделку, тем больше прибыли и конкурентных преимуществ он получит.

Сегодня начинают появляться специалисты, накапливается опыт. На инженеров по грузоперевозкам стали возлагать больше обязанностей, связанных с оформлением документации, разработкой конкурентных схем доставки.

– Какие наиболее проблемные вопросы встают перед региональными логистами?

– Основная проблема – это дефицит складских помещений, все остальное решаемо. Если верить статистике, грузопоток через Челябинск только за прошлый год увеличился на 40 процентов.

– А какие направления сегодня наиболее востребованы?

– Экспорт в Казахстан и импорт из Китая. Казахстан – потому что он находится близко, Китай – потому что там все дешево. Сейчас мы активно работаем с Китаем, где способны закупать высокотехнологичное оборудование, ну и конечно, с Европой и странами СНГ. Выстроены отношения с Казахстаном – сегодня это одно из самых востребованных направлений для челябинских компаний. На данный момент оно является для нас приоритетным. Уже в ближайшее время мы планируем осуществлять экспорт в Казахстан сборных грузов (мелких партий отправок) два раза в неделю.

– Я слышала, что при сделках с китайцами зачастую возникает множество проблем с оформлением документов и сохранностью груза?

– Да, это так. Но когда мы работаем с китайскими поставщиками, то даем им все инструкции по оформлению документов, выставляем им четкие требования, проверяем контракт, поэтому проблем обычно не возникает. Что же касается сохранности груза– ни один предприниматель не повезет груз на такое большое расстояние без страхования. В случае, если есть претензии по качеству или другим вопросам, документы направляются в страховую компанию, и выгодоприобретатель получает компенсацию. Естественно, всем своим клиентам мы помогаем решить подобные вопросы.

– Какие клиенты чаще обращаются к вам, местные или иногородние?

– Челябинцы еще по старинке считают, что раз они находятся на месте, им проще самим съездить и все узнать. При этом они не просчитывают многие моменты – экономят не на том. Потом эта экономия выливается в дополнительные расходы за простои, повторное оформление документов и так далее. Если бы они сравнили стоимость наших услуг и своих затрат, то поняли бы, что разница получается существенная, а если к этому прибавить сэкономленные силы, то вопроса доставлять самим или доверить опытным специалистам у них бы уже никогда не возникало.

Получить дополнительную информацию об услугах логистического центра «Форвард» можно по телефонам в Челябинске: 8 (351) 239-82-48, 8-912-777-60-60.

Светлана ТАЛИПОВА, специально для CHEL.ru; 19.03.08