11.02.09

Логистический эффект

У терминально-складского комплекса компании большие перспективы

Несмотря на объективные трудности, работникам грузового хозяйства ОАО «РЖД» в 2008 году удалось добиться неплохих результатов. Увеличены объёмы погрузочно-разгрузочных работ, выросли доходы, достигнуты высокие показатели экономии ресурсов. Но для дальнейшего повышения эффективности, по мнению Александра Казанцева, требуется оснащение важнейших объектов современным оборудованием и улучшение работы на путях необщего пользования.

– Александр Петрович, каковы основные результаты работы комплекса коммерческой работы в сфере грузовых перевозок в 2008 году?

– Расскажу об основных вопросах, которым в прошлом году уделялось особое внимание, благодаря чему были достигнуты значимые результаты. Вначале немного статистических данных. Объём погрузочно-разгрузочных работ, выполненный дирекциями по управлению терминально-складским комплексом, за год увеличился на 2,5%. Запланированный на 2008 год уровень объёма грузопереработки превышен на 1,7%. Выросли доходы хозяйства по прочим видам деятельности к плану на 6,6% и уровню 2007 года на 25,3%.

Хозяйством введено в эксплуатацию всё оборудование, полученное по Инвестиционной программе, продолжалась реконструкция объектов грузового хозяйства на наиболее важных станциях. Проделана работа по строительству и вводу в 2008 году в эксплуатацию отдельных объектов грузовых дворов на СКЖД для приёма грузов, предназначенных для строительства олимпийских объектов в Сочи. Помимо этого, рассмотрены и согласованы предложения дорог о передаче в аренду, продаже, списании и консервации отдельных объектов недвижимого имущества, незадействованных в технологическом процессе. Разработан и утверждён план развития терминалов на сети железных дорог России, а также Комплексная программа оптимизации количества и структуры контейнерных площадок ОАО «РЖД».

В минувшем году было также проведено обследование технического состояния инфраструктуры хозяйства Южно-Кавказской железной дороги. Подготовлены предложения для разработки первоочередных мер восстановления этой магистрали.

– Остановимся на некоторых направлениях работы поподробнее. Например, на таком непростом вопросе, как взаимодействие с предприятиями-владельцами путей необщего пользования…

– Действительно, это важно. Ведь на путях необщего пользования выполняется основной объём грузовой работы – более 80% объёмов погрузки и выгрузки. По итогам 2008 года, к сожалению, вновь допущено увеличение среднего времени нахождения вагонов на необщих путях. Этот показатель завышен к уровню 2007 года на 1,47 часа. Такое положение с использованием подвижного состава можно объяснить объективными причинами, одна из которых длительная, не зависящая от перевозчика, задержка на путях станций собственного подвижного состава. Его доля преобладает над вагонами инвентарного парка ОАО «РЖД». Эффективность использования подвижного состава находится в прямой зависимости от результатов работы по совершенствованию договорных отношений, а также по разработке и корректировке Единых технологических процессов работы путей необщего пользования и станций примыкания – ЕТП. Без проведения такой работы результат использования подвижного состава мог бы быть гораздо хуже. В 2008 году перезаключено и заключено около 4 тыс. договоров на подачу и уборку вагонов, на эксплуатацию путей необщего пользования, разработано и откорректировано 41 ЕТП. Кроме того, было заключено более 17 тыс. договоров с грузоотправителями, грузополучателями, не имеющими складов и погрузочно-разгрузочных площадок и работающим на не принадлежащих им путях необщего пользования.

– Эффективная работа хозяйства во многом зависит от использования современного оборудования. Как реализуется программа автоматизации?

– Это отдельная и очень большая тема. Расскажу лишь о наиболее интересных направлениях. Для повышения качества приёма груза к перевозке начата работа по созданию модификаций Автоматизированной системы коммерческого осмотра поездов и вагонов (АСКО ПВ) – «Блочные варианты АСКО ПВ». Опыт внедрения АСКО ПВ показал, что с применением – или автономно, или в различных комбинациях – отдельных подсистем, входящих в состав этого комплекса, можно расширить область использования данного оборудования. Это позволит повысить качество работы и в итоге избежать дополнительных эксплуатационных затрат. В качестве автономного варианта телевизионной системы осмотра вагонов может быть использована система «Смотровая вышка» разработки ОАО НПП «Альфа-Прибор», которая позволяет выявлять коммерческие неисправности, угрожающие безопасности движения и сохранности перевозимых грузов в вагонах, сформированных и готовящихся к отправлению, подаваемых и выводимых с подъездных путей предприятий. Опытный образец «Смотровой вышки» был внедрён в сентябре 2006 года на станции Ясная Поляна Московской дороги и успешно эксплуатируется. В 2008 году завершено внедрение двух комплектов «Смотровых вышек» на станциях Кошта Северной и Присады Московской железной дороги. Работа по их установке будет продолжена и в дальнейшем.

– Над чем предстоит работать в 2009 году?

– Прежде всего необходимо детально подойти к выполнению программ по сокращению издержек в хозяйстве, внедрению новых технологий, позволяющих снизить трудоёмкость работы, ликвидировать или свести к минимуму рабочие места с вредными условиями труда. Одна из основных задач на 2009 год – сокращение времени нахождения вагонов как на путях железнодорожных станций, так и под грузовыми операциями у грузоотправителей, грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования. Для решения этой проблемы будет продолжена работа по улучшению взаимодействия между промышленными предприятиями и железными дорогами путём разработки ЕТП и заключения и перезаключения договоров. Кроме того, требуется развитие транспортных и складских хозяйств организаций, а также оснащение мест производства грузовых операций современным погрузочно-выгрузочным оборудованием. На основании предложений дорог, согласованных с основными участниками перевозочного процесса, разработаны конкретные меры, направленные по сокращению времени нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования. Руководством ОАО «РЖД» поставлена задача по разработке проекта Концепции реформирования дирекций по управлению терминально-складским комплексом – филиалов ОАО «РЖД», которая будет рассмотрена на совете директоров ОАО «РЖД» уже летом.

Большое внимание будет уделено строительству терминального комплекса на станции Белый Раст Московской дороги, на площадь которого будет вынесена работа с отдельных грузовых дворов, находящихся в зоне Москвы, а освободившиеся площади будут переданы горадминистрации. Завершится работа над окончанием строительства объектов Северо-Кавказской железной дороги, предназначенных для обеспечения поставок грузов для строительства сооружений для зимней Олимпиады 2014 года.

Гудок ; 11.02.09