10.06.14

Логистическая синергия

Со знаковым предложением – не снижать расходы на логистику – выступили на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме руководители крупных транспортных компаний FESCO и «Евросиб».

Между тем ТПП и консалтинговая компания Ernst & Young провели исследование, по результатам которого выходит, что если в стране удастся достичь среднемирового уровня расходов на логистику (10–11% от ВВП), то это дополнительно сэкономит огромную сумму в $180 млрд. Но куда пойдут эти средства? Останутся у грузоотправителей, которые едва ли вложат их в логистическую и транспортную инфраструктуру, поскольку сейчас они активно отдают это на аутсорсинг. А пока логистика, железная дорога, порты в отличие от многих других отраслей экономики – динамично развивающиеся секторы. Туда, несмотря на кризис, активно идут инвестиции. Между тем на сети такое количество «узких» мест, что требуются очень большие суммы. Для эффективного движения грузопотоков нужны терминалы, «сухие» порты, подходы – и на всё это необходимы средства. Маржинальность бизнеса «срезать» просто, а вот восстановить бывает очень нелегко, указывают логисты.

Здесь надо сказать, что дискуссия ведётся в рамках двух направлений развития логистики, так называемых heavy assets (при которой логисты строят и владеют терминалами и другими мощностями) и light assets (когда активы предпочитают арендовать, а используется компетентность персонала для выстраивания наиболее удобных цепочек).

ОАО «РЖД», по сути, объединило эти два подхода и в этом видит залог успеха развития логистики в стране. Практика показывает, что грузоотправитель теряет интерес к путям и способам доставки контейнера, к примеру, из Шанхая в Москву, его интересуют лишь цена и время. Поэтому, с одной стороны, Объединённая транспортно-логистическая компания, к примеру, собирается активно модернизировать транспортную инфраструктуру Транссиба, чтобы обеспечить приход на это направление других участников рынка, которые приведут за собой грузоотправителей. С другой – у РЖД есть GEFCO, представитель второго направления логистики, который сделает для клиента наиболее удобные логистические схемы, снизив его расходы. Таким образом, достигается определённый баланс между логистами и грузоотправителями, что и может стать гарантией развития отраслей без выраженных перекосов.

Гудок