Логистическая компания или собственный отдел логистики
Товародвижение без промедления
Вечную головную боль производителя, поставщика или потребителя, будь он единичным или сетевым, известным или только заявившим о себе, крупным или не очень, – как снизить издержки на производство, доставку, хранение, перемещение товара – пытается вылечить новая для России, но быстро набирающая обороты сфера логистики. Сейчас ни для кого не секрет, что это понятие включает в себя комплексный подход к организации грузопотоков, объединение транспортных, производственных и складских составляющих в единую цепь. Где, когда, сколько, как часто – вот ключевые вопросы, решаемые этой наукой.
Специалистов в области логистики в настоящее время в России очень мало, кроме того, их знания в большинстве своем базируются на теории и опыте западных стран. Основной причиной популярности логистики за рубежом явилось то, что благодаря ей в сфере грузопотоков были выявлены резервы, снижающие расходы на удовлетворение постоянно растущих запросов потребителей. Их возмещение происходит за счет оптимального размещения складов, оптимальной величины партий поставок продукции, внедрения новых технологий в складировании и погрузочно-разгрузочных работах в процессе обслуживания потребителей. По оценкам экспертов, при правильном применении методов логистики можно снизить уровень запасов примерно на 40% и сократить время движения продукции на 20-40%.
Российские логистические компании только начали развиваться. И хотя сейчас их количество достаточно внушительно, надо признать, что зачастую "логистическими" называют себя компании, предоставляющие очень узкий спектр услуг, а действительно крупных практически нет. В основном компании специализируются на какой-то одной или нескольких частях всего логистического процесса, в то же время они стараются подходить к проблеме комплексно. Например, в такой области как складирование товара, специализированные фирмы не только предоставляют свои площади, но и снабжают необходимым оборудованием, создают технологическую модель функционирования склада. Главная задача такой компании – решить проблему клиента, оказать ему квалифицированную помощь. Вячеслав Зуев, к.т.н., доцент, директор департамента складских технологий Группы МАКССТОР, рассказал, что очень часто клиент обращается с просьбой определить максимальную вместимость, производительность будущего склада, и в этом случае оказывается такая услуга как максимизация пятна застройки. Это очень серьезная и длительная работа, позволяющая определить, каким образом можно максимально использовать определенный участок. Затем для этого участка может быть разработан логистический проект и произведено оснащение помещения складским оборудованием. При этом подбирается несколько вариантов, которые предоставляются заказчику, и делается расчет инвестиций для каждого случая. Заказчик получает обоснованный документ, на базе которого можно принять правильное решение.
Компании, которые оказывают всю или большую часть логистических услуг, вырастают постепенно. В основном история их развития начинается с одной области логистики, со временем наблюдается рост компании и увеличение количества оказываемых услуг. Так, Вадим Спас, генеральный директор логистической компании SVTL, поделился опытом своей фирмы: "Компания развивается в соответствии с запросами клиентов. Мы начинали с оказания услуг по таможенному оформлению груза, потом добавились транспортные услуги. Сейчас, помимо всего прочего, компания предлагает услуги по складированию в Москве и Московской области. Конечно, главная идея – создать оптимальную схему товародвижения для клиента. Мы считаем, что логистические компании для того и необходимы, чтобы клиента затрагивали только проблемы по отправке и получению груза. Остальное их волновать не должно – это наша задача".
Наиболее очевидная необходимость в оптимизации логистических процессов просматривается на производственных предприятиях с полным производственно-коммерческим циклом, а также в крупных сетевых торговых структурах, где происходит частое движение грузопотоков, организуются складские комплексы, осуществляется транспортировка и происходит формирование товарных запасов. Схемы движения товара на производстве и в сетевых структурах отличаются как между собой, так и внутри каждой сферы деятельности. В самом общем виде их отражение зафиксировано на рисунках 1 и 2, из которых видно, что товарооборот в логистической системе проходит огромный путь, на который влияет местонахождение и количество поставщиков, потребителей, правильное расположение склада (или складов), расчет оптимального пути движения транспорта, внутрискладское перемещение груза и многое другое. Целью логистики является не только рационализация каждого из этих процессов в отдельности, но и оптимизация пути прохождения товаром своего жизненного цикла в целом. Исходя из мирового опыта, для того, чтобы существенно сэкономить на транспортных, складских и других расходах, необходимы грамотные, знающие, высокопрофессиональные люди, имеющие большой опыт в данной сфере и знающие все "подводные камни". Однако если иностранные фирмы предпочитают заниматься непосредственно, к примеру, изготовлением продукции, а все остальное, в том числе и логистику, покупать как услугу, то отечественные предприниматели оказываются в растерянности, многие предпочитают ограничиваться своими силами.
Большинство фирм сталкивается с серьезными проблемами в части транспортировки груза. Скорее всего, именно поэтому данная область логистики пользуется наибольшей популярностью. Она включает такие принципиально разные составляющие, как логистика поставок (распределительная логистика) и логистика внутренних перемещений товара. Но в каждой из них можно найти свои специфические резервы для оптимизации грузопотока.
Те предприятия, которые с самого начала развития своего бизнеса обеспечивали себя сами необходимым персоналом и программным обеспечением в области транспортной логистики, считают такую политику наиболее выгодной и отказываться от нее не собираются. В остальных случаях проблема состоит в том, что строить логистическую систему предприятия "с нуля", т.е. создавать свою службу, – достаточно накладно и доступно только тем фирмам, которые располагают крупными инвестициями, а полагаться каждый раз на новые лица, связи, методы – опасно и нерационально. И производителям, и торговым структурам невероятно важна организация поставок сырья (либо готового товара), или, выражаясь научными терминами, моделирование распределительной логистики. Хорошо, если работа с поставщиками налажена бесперебойно и фирма уверена в качестве производимых работ и в сохранности груза. Но в случае с поставками из регионов могут возникнуть такие проблемы, как несвоевременное прибытие транспорта, некомпетентность водителя и так далее. Именно для того, чтобы застраховать себя от таких случайностей, чаще всего обращаются в логистическую компанию, которая разрабатывает оптимальную схему перевозки, принимает на себя все проблемы и берет ответственность за сохранность перевозимого груза. Василий Купреев, менеджер по рекламе логистической компании SVTL, объяснил, что если фирма обращается к логистическому оператору, то он принимает на себя полную ответственность за перемещаемый груз, специализированные компании отвечают за сохранность товара своим профессионализмом. Многие логистические компании предоставляют такую услугу, как таможенное оформление груза. "Все импортные товары поставляются в наши магазины с помощью немецкой логистической компании, филиал которой находится в России. Товар отбирают наши специалисты за рубежом, а логистическая компания занимается доставкой и таможенным оформлением груза. Мы довольны предоставляемыми услугами, договорные обязательства всегда выполняются качественно", – делится Владимир Фукс, генеральный директор сети универмагов подарков "Гудвин". Грамотное внутреннее перемещение товара неразрывно связано с правильной организацией склада.
Оптимальная организация складского хозяйства – это невероятно актуальная в настоящее время в России функция логистики. Цены на землю растут как в Москве, так и в регионах. Инвесторы вынуждены искать пути рационального использования имеющихся складских площадей, земельных участков, помещений. Как рассказал Вячеслав Зуев, даже в Москве, по оценке экспертов, не хватает нормально организованых помещений, под склады используются бывшие промышленные сооружения, которые мало пригодны для эффективной работы. Перед предприятиями-производителями очень скоро встанет вопрос: что делать? Расширяться они не могут, больших грузопотоков из-за транспортных ограничений по въезду на территорию Москвы организовать нельзя. Прежде всего в таком случае возникает необходимость в разработке логистического проекта. Это очень трудоемкий процесс, для осуществления которого необходим комплексный подход к проблеме. Вопрос может решаться как собственными специалистами, так и представителями логистических компаний. "На западе все серьезные фирмы-производители имеют отделы логистики, но этими отделами решаются текущие, оперативные проблемы, например, по управлению материальными запасами. Однозначно, такие специалисты нужны. Но для выполнения серьезных задач необходимы высококвалифицированные кадры. Допустим, если фирма хочет расширить складские помещения, то лучше иметь дело со специализированными организациями, у которых есть опыт, где учитывается масса условий, которых люди даже не могут себе представить. Содержать таких специалистов самой фирме-производителю достаточно тяжело, к тому же обычно необходимость в услугах такого рода специалистов возникает разово или нечасто. Некоторые фирмы понимают, что сами они оптимально выполнить работу не могут, и обращаются в специализированные компании. Это совершенно правильный подход. Также во многих фирмах есть специалисты, которым поручают разобраться в возникшей проблеме, проконсультироваться с логистической компанией. Затем совместно принимается решение. Руководитель доверяет компетентности своего специалиста, а специалист уже в какой-то мере проверил нас и знает, что мы качественно выполним работу", – считает Вячеслав Зуев.
Казалось бы, проще некуда. Но проблема состоит в том, что у каждого клиента имеются свои особенности работы, и далеко не каждый из них решится подвести свои действия под определенный стандарт. И даже тот факт, что недвижимость в Москве достаточно дорогое удовольствие, не останавливает производителей, ведь затраты на его приобретение или аренду, в случае правильной организации всего процесса, могут легко компенсироваться другими составляющими. Сергей Пелевин, руководитель технической службы филиала "ЮниМилк-Москва" ООО "ЮниМилк" поделился, что еще год назад их предприятие пользовалось услугами логистической компании, но эта стратегия не оправдывала себя. ООО "ЮниМилк" работает с молочной продукцией, оборачиваемость которой должна быть очень велика из-за непродолжительного срока хранения, а эту особенность умеют учитывать очень немногие специализированные фирмы. "Теперь мы арендуем в Москве складское помещение площадью 1000 кв. м, используя его как распределительный центр, а остальная продукция доставляется через дистрибьютеров. И это оказалось очень удобным. Главное – правильно выбрать месторасположение склада, учесть все возможные пути снижения издержек на транспортировку и хранение продукции. Выбранная нами модель функционирования логистической системы помогла сократить расходы нашего предприятия", – заметил Сергей Пелевин. У логистических компаний имеется собственное мнение по этой проблеме. "Если клиент знает, что у его товара имеются индивидуальные особенности, определенные специфические свойства, он должен предупредить об этом заранее, и тогда сложностей с грузом не возникнет. Гораздо проще изначально сообщить о том, что может стать проблемой для всех. Мы не можем предвидеть все", – объясняет Василий Купреев.
Проблема выбора стоит и перед современными сетевыми продовольственными структурами. Здесь основным является вопрос о создании собственного распределительного центра. Главным образом, на этот выбор будет влиять количество магазинов в сети. Если их немного, то предприятие вполне может обойтись услугами поставщиков. При сильно развитой сети отчетливо проявляется необходимость в наличии собственного централизованного склада, а в некоторых случаях выгодным оказывается одновременное создание одного или нескольких распределительных центров и использование услуг сторонних организаций. "По нашему опыту, сетевой структуре в процессе своего развития необходимо пройти несколько этапов. Когда у нас было 2-3 магазина, мы имели собственный небольшой склад. И это было правильно и хорошо. Потом, когда сеть увеличилась, стало понятно, что центральный склад не справляется, и мы перешли на технологию поставок непосредственно от поставщиков. С дальнейшим ростом опять возникла необходимость в распределительном центре, и мы уже начали ее ощущать. Но новый склад не будет иметь ничего общего с предыдущим. Там будут протекать уже более сложные процессы", – считает Александр Гончарук, заместитель генерального директора сети универмагов подарков "Гудвин".
Вторая, не менее сложная проблема – как оптимально организовать работу складских помещений (мини-складов) при магазинах. При этом очень важна специфика фирмы, здесь могут наблюдаться различия и в логистической схеме отдельных магазинов единой сети. "Приходится разрабатывать собственные методики, технологии, которые очень специфичны. Не каждая компания сможет предоставить такую услугу. К тому же, существует масса моментов, которые в логистических фирмах не продумываются, в то время как они могут повлиять на качество обслуживания клиентов", – отмечает Александр Гончарук.
Для производителей оптимальное устройство складских помещений – это залог точной и быстрой организации приемки сырья, а также рационального и своевременного размещения и хранения материальных запасов и хорошо организованного сбыта готовой продукции, что наиболее важно для пищевой промышленности, где товарооборот огромен, а срок годности непродолжителен. В сетевых торговых структурах этот фактор сказывается в первую очередь на качестве обслуживания клиентов. Главное, чтобы в нужное время все оказалось в нужном месте. Для этого и разрабатываются программы, автоматизирующие систему транспортировки и хранения товара, позволяющие уменьшить влияние человеческого фактора при организации и проведении различных работ, что помогает сократить затраты на содержание обслуживающего персонала и увеличить скорость протекания процессов товарооборота. Кроме того, необходимы программы для контроля над процессами, происходящими в определенной структуре. Разработка такого рода программ – также важная задача логистики, которая входит в обязанность логистической компании (или ее партнеров). Эти программы являются техническим обеспечением логистического проекта, его информационным потоком. Они включают определенный объем технических средств, которые позволяют обрабатывать и передавать информацию. Они необходимы для контроля над текущей ситуацией как во всей логистической цепи, так и в отдельных ее звеньях, таких как склад или участок движения грузопотока. Именно таким образом и формируется целостная логистическая система. Сергей Пелевин рассказал, что для автоматизации логистического процесса ООО "ЮниМилк" пользуется единой стандартной сетевой программой, позволяющей облегчить процесс управления и контроля за товарооборотом предприятия. Но не только специализированные фирмы вправе и в силах разработать такую программу. "У нас есть собственная централизованная база данных, разработанная нашим отделом автоматизации. Это позволяет иметь полную информацию о продажах, о количестве чеков, об остатках. Кроме того, это позволит в будущем организовать бесперебойную работу распределительного центра", – комментирует Владимир Фукс. Главное, чтобы такие программы позволили оптимизировать материальный поток и снизить издержки на товародвижение.
Таким образом, проблема заключается скорее не в том, полагаться ли предприятиям полностью на мнение логистических компаний, а в том, чтобы понять, какие именно функции можно и нужно передать в опытные руки профессионалов, а какие фирма в состоянии решить сама. Но грамотно расставить приоритеты смогут лишь те специалисты, которые не только знают специфику предприятия, историю его развития, текущие проблемы, но и следят за основными направлениями развития логистических проектов, нововведений и совершенствований в этой области. И получается, что лишь комплексное и рациональное взаимодействие двух систем является совершенной формой построения логистической системы в целом.
Агентство бизнес мониторинга; 02.05.07