Логика местной логистики
Для преодоления сложностей в погрузке на ВСЖД принимаются комплексные решения.
В минувшую пятницу под председательством начальника дороги Василия Фролова состоялся технико-экономический совет по организации местной работы.
Необходим постоянный мониторинг
Железнодорожный транспорт иногда сравнивают с мощной кровеносной системой, играющей едва ли не ключевую роль в жизнедеятельности России. И Восточно-Сибирская железная дорога как составная часть Транссиба играет в этом процессе далеко не последнюю роль.
Достаточно отметить, что наша дорога в 2011 году работала в условиях роста на 75% (к 2010 году) транзитной погрузки на полигоне от Западно-Сибирской до Забайкальской магистрали и роста грузооборота (104%). При всём при этом не уменьшается и значимость местной работы.
В своём вступительном слове руководитель ВСЖД аргументированно обосновал важность заявленной темы для всей эксплуатационной деятельности дороги. Во второй половине 2011 года дорога столкнулась с проблемами в организации местной работы, что во многом связано со сверхнормативным содержанием на ВСЖД парка вагонов. По итогам прошедшего года в целом нормативный парк магистрали был завышен на 7,3%, в том числе порожних вагонов – на 6,6%, местных вагонов – на 13%, транзитных вагонов – на 6,6%.
Избыточный вагонный парк привёл к возникновению дефицита электровозов поездного движения, несвоевременной выдаче локомотивов и, как следствие, к задержкам при отправлении сформированных поездов с местным грузом.
Соответственно стали возникать немалые сложности с пропуском транзитных поездов. И потому изменчивая эксплуатационная работа требует постоянного мониторинга.
Так, по словам начальника Дирекции управления движением Вадима Владимирова, в ноябре – декабре 2011 года наблюдался резкий скачок уровня местных вагонов к 2010 году – до 2000 вагонов в сутки.
Цена горочного вопроса
Немалое воздействие на организацию местной работы дороги оказывают сортировочные станции. Как напомнил Вадим Владимиров, после закрытия в 1997 году сортировочных горок на станциях Вихоревка, Акульшет и Черемхово работу по формированию сборных участковых поездов, подбор порожних вагонов под погрузку взяли на себя сортировочные станции Иркутск-Сортировочный и Тайшет.
Исполняющий обязанности главного инженера Дирекции управления движением Сергей Фирсов рассказал о реализации программы развития станций на ВСЖД. Речь, в частности, шла о Тайшете, Нижнеудинске, Слюдянке-2, Дивизионной, Черемхове.
О предполагаемой отдаче можно судить на примере сортировочной горки на станции Черемхово. Здесь реконструкция, по словам Сергея Фирсова, позволит организовать переработку до 380 вагонов в сутки, перенаправить местный вагонопоток на участке Иркутск-Сортировочный – Тайшет на станцию Черемхово.
Формирование-расформирование сборных и передаточных поездов на станции Черемхово даст возможность улучшить работу с местным грузом. Эту же цель преследует и планируемое восстановление горки на станции Вихоревка, где объём ежесуточной переработки составит 520 вагонов. Начальник дороги дал поручение в срок до 1 июля 2012 года завершить технико-экономическое обоснование восстановления сортировочной горки на станции Вихоревка с целью предоставления пакета документов для защиты на инвестиционном комитете ОАО «РЖД».
Принципиально важно, подчеркнул Василий Фролов, чтобы заботы об усилении пропускной и провозной способности станций и отдельных участков ВСЖД беспокоили не только железнодорожников, но и наших партнёров по перевозочному процессу. Бизнес должен, в частности, принять посильное долевое участие в развитии инфраструктуры таких станций, как Касьяновка, Китой-Комбинатская, Тулун, Батарейная, Загустай, Кая.
Вагон должен работать
Особое место на технико-экономическом совете было уделено обеспечению развоза местного груза. Как отметил начальник диспетчерского центра управления перевозками Валентин Гурин, в отдельные сутки наличие груза на дороге превышает перерабатывающую способность станций. В качестве примера он привёл работу станции Багульная. В декабре 2011 года среднесуточное наличие вагонов с местным грузом назначением на станцию Багульная на дороге составило 772 вагона.
При этом перерабатывающая способность станции – 160 вагонов. Наличие местного вагона превышает перерабатывающую способность станции в 4,8 раза! Учитывая путевое развитие Багульной и станции примыкания основного грузополучателя – ОАО «РУСАЛ Братск», – такое количество вагонов попросту невозможно завести на станцию назначения. В результате гружёные вагоны простаивают на ближайших промежуточных станциях в ожидании освобождения путей на Багульной. Аналогичная ситуация, по словам Валентина Гурина, нередко возникает на станциях Батарейная, Братск, Гончарово, Китой-Комбинатская, Суховская, Улан-Удэ, Усть-Илимск.
К счастью, есть и примеры иного рода. Начальник службы коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Геннадий Виноградов положительно оценил сотрудничество в данном направлении ООО «Тугнуйский ПТУ» со станцией Челутай. В 2011 году угольщики арендовали дополнительный электровоз, ввели в эксплуатацию разъезд, включили электрическую централизацию на станции Татарский Ключ. В результате удалось увеличить объём среднесуточной отгрузки угля с 250 вагонов в 2010 году до 352 в 2011-м. При этом уменьшилось среднее время нахождения вагонов на подъездных путях Тугнуйского угольного разреза.
Находить оптимальные решения
Такого рода форум потому и именуется технико-экономическим советом, что позволяет аккумулировать наиболее рациональные предложения разнопрофильных специалистов. Так, начальник службы пути Константин Белош предложил заранее определиться с теми подъездными путями, где будет производиться (с целью повышения скоростей) ремонт, а также продумать вопрос демонтажа или консервации неиспользуемых подъездных путей.
Одобрение руководителя ВСЖД вызвало предложение начальника Дирекции тяги Олега Чикиркина об организации работы по формированию трёх систем электровозов серии ВЛ65. Такого рода локомотивы будут как нельзя кстати для вывоза отправительских угольных маршрутов со станций Тулун и Азей. В контексте этой новации были рассмотрены и вопросы обеспечения ввода в работу пункта отдыха локомотивов на станции Тулун, а также увеличения штата осмотрщиков вагонов тулунского ПТО в период массового (с августа по январь) завоза угля с обеспечением обработки поездов двумя группами.
Немало дельных предложений технологического характера, не требующих капитальных вложений, прозвучало в выступлениях руководителей с мест. Так, начальник опорной станции Зима Евгений Зиннер говорил о возможности организации работы в западной горловине сортировочного парка станции Черемхово без полного включения тормозов в составе, что позволит сократить время маневровых операций в 1,5 раза.
Перемены сами не придут
Идеология работы с местным грузом должна учитывать множество факторов. Один из решающих – возможности инфраструктуры. В этой связи начальник дороги дал указание причастным руководителям ежемесячно в срок до 21 числа рассматривать проект плана погрузки на следующий месяц с учётом пропускной способности объектов инфраструктуры.
Дирекции управления движением необходимо в срок до 1 мая 2012 года проверить на соответствие все Единые технологические процессы (ЕТП) на станциях ВСЖД. До 25 июля предстоит разработать и утвердить изменения в ЕТП работы станции Багульная и ОАО «РУСАЛ Братск».
Крайне важная задача поставлена перед Территориальным центром фирменного транспортного обслуживания и Дирекцией управления движением. Им предстоит подготовить обращения в ЦД и ЦФТО о включении логистического контроля в АСОУП погрузки станциями сети на станции выгрузки нашей дороги – Багульная, Братск, Кая, Загустай – с учётом перерабатывающих способностей путей необщего пользования грузополучателей. Ведь только логистический контроль позволит вести упорядоченную и по возможности непрерывную обработку данных для выявления отклонений или расхождений между плановыми и фактическими показателями.
Специалисты Иркутского ИВЦ совместно с локомотивщиками должны разработать и внедрить АС контроля использования локомотивов, а также рабочего времени локомотивных бригад в маневровом и хозяйственном движении. Для оптимизации местной работы предложено рассмотреть вопрос организации центра управления местной работой на базе ДЦУП.
В общем, за местные грузоперевозки на ВСЖД взялись основательно. И уже первые результаты этой работы, как отметил Василий Фролов, будут отслеживаться на весеннем комиссионном осмотре дороги.
Наша справка
С 1997 по 2011 год грузооборот на Восточно-Сибирской дороге вырос более чем в три раза, что гораздо выше темпов развития инфраструктуры. В результате отдельные участки магистрали (Иркутск – Слюдянка, Лена – Северобайкальск) работают на пределе своих пропускных возможностей.
В 2012 году прогнозируется рост погрузки к уровню 2011 года на 4,8%, а грузооборот возрастёт на 1%, что составит 2 млрд ткм.
Zdr-gazeta.ru