24.07.13

Логика логистики

Врио губернатора Московской области Андрей Воробьев не устает подчеркивать, что логистика входит в число тех отраслей хозяйства региона, которые в наибольшей мере нуждаются в масштабных инвестициях. Тем более что на территории области запланирована реализация грандиозного инфраструктурного проекта – ЦКАД, которая повлечет за собой создание целой сети новых логистических комплексов.

Адресное строительство

Область остро нуждается в новых автопортах и стоянках. Так, по официальным данным, дефицит мест отдыха для водителей грузовиков составляет 11 тысяч.

Наличие проблемы признавали и прежние руководители Подмосковья, но только теперь дело сдвинулось с места. Как обещает министр транспорта Александр Зайцев, в этой сфере инвесторы могут рассчитывать на поддержку областного правительства. В целом, по мнению Александра Зайцева, логистические центры становятся наиболее динамично развивающимся направлением. Разработана специальная инвестиционная программа, которая предполагает строительство 20 транспортно-логистических центров. Причем рассматриваются еще 20 адресов, которые потенциально готовы вой­ти в программу.

Что это за адреса? Комментируя нашей газете планы создания целого комплекса подмосковных центров логистики, генеральный директор аналитического центра «Московский регион» Алексей Чадаев так пояснил логику их географического размещения: «Идея простая. Как в Москве есть Садовое кольцо, Третье кольцо, МКАД, так и в Подмосковье существуют три пояса. Первый пояс сильно урбанизированный, это 10-15 км от МКАД, где плотность жилой застройки стала равной московской, второй пояс – это такие крупные (по областным меркам) города, как Сергиев Посад, Наро-Фоминск, Подольск, Раменское, представляющие собой довольно самостоятельные экономические центры, и, собственно, дальнее Подмосковье – район большого бетонного кольца, которое ничем структурно не отличается от обычной российской провинции. И для логистики самая перспективная окружность – этот как раз второй пояс». Созданием транспортных логистических центров озабочены не только в профильном министерстве подмосковного правительства. На эту тему не раз высказывались руководители разных ведомств, включая министра потребительского рынка и услуг Подмосковья Екатерину Семенову. Так, по ее словам, в первую очередь намечено создание трех логистических центров. Причем они будут работать на разных направлениях - Поволжье и Урал, Северо-Западный регион и Южный регион. Площадь таких центров составит 250-300 гектаров.

Фуры допекли

К скорейшему созданию логистических центров подмосковные власти далеко не в последнюю очередь побуждает то обстоятельство, что с марта 2013 года грузовикам свыше 12 тонн запретили ездить по МКАД с 6.00 до 22.00, а с мая по октябрь - с 06.00 до 24.00. Чтобы не гонять большегрузы транзитом через Москву, их приходится разгружать в Подмосковье.

Однако критики подмосковных властей не раз делали акцент на угрозах, которые строительство центров логистики может представлять для экологии нашего края. «То, что сейчас происходит, куда большая нагрузка на экологию, потому что фуры стоят где ни попадя, сутками, с включенными двигателями, причем в них живут водители», - не согласен с такой позицией Алексей Чадаев. По его мнению, «как раз логистические центры, где можно стоять с выключенным двигателем, где водитель может жить в мотеле, гостинице, с точки зрения экологии, представляются решением проблемы. И в границах ЦКАД места под такие центры имеются в наличии».

Действительно, может быть, не все жители Подмосковья знают, что такое логистика, зато им хорошо известны проблемы подмосковных трасс и шоссе, забитых огромными фурами, «радующими» окружающих выхлопами самого отвратительного свойства. Конечно, можно все свалить на нехватку дорог и развязок. Однако, как не устают подчеркивать представители подмосковного правительства, главное все-таки – расширение и модернизация регионального транспортно-логистического комплекса.

Минусы и плюсы

Наша газета сообщала о планах крупной пекинской компании построить логистический комплекс в Кашире. Эксперты изначально с сомнением относились к этому проекту. Действительно, дальше соглашения о намерениях дело пока не пошло. Почему? Причины могут быть разные, но в целом, по словам Алексея Чадаева, «надо четко понимать основные сдерживающие факторы в таких проектах. Первый – дороговизна коммунальных тарифов и сложности подключения. Ведь коммунальные сети в Московской области испытывают довольно большую нагрузку, учитывая нашу систему, где бытовое потребление дотируется промышленным, то есть те, кто производят, платят за то, чтобы цена на бытовое энергопотребление оставалась низкой». «Второе. Как ни странно, дефицит квалифицированной рабочей силы. По словам нашего собеседника, здесь все во многом упирается опять-таки в вопрос транспортной инфраструктуры: многие города не связаны между собой, из города в город надо добираться через Москву, словом, проблема пассажирских перевозок не менее остра, чем грузовых».

«Пассажирскую» проблему признает и министр транспорта Александр Зайцев. По его словам, внимание инвесторов должно привлечь и развитие пассажирских перевозок. Пассажирский автомобильный транспорт осуществляет перевозку 650 млн человек в год на территории региона, и эта цифра постоянно растет. Так что, как подчеркивает министр, предстоит разработать новую стратегию развития общественного пассажирского транспорта и предложить ее инвесторам.

Однако, как показывает развитие последних событий, подобные проблемы не являются неопредолимой преградой для размещения в области новых производств или переноса старых. И здесь опять вступает в дело логистика. Так, московский завод «Кристалл» уходит из столицы: производство остановлено еще 15 мая, основная часть предприятия переезжает в подмосковный филиал «Корыстово», расположенный в Каширском районе. Причина исхода старейшего производителя водки из Москвы экономическая. Как рассказал нам представитель одной из дистрибьюторских контор водочного рынка, все дело в том, что логистика, в том числе транспортная, в области дешевле. В последнее время в коммерческих кругах стала циркулировать информация, что по тем же причинам в область собирается перебраться и «Союзплодимпорт».

Кольцо спасения

Что касается Центральной кольцевой автодороги, то ее строительство позволит привлечь в экономику Московской области до 350 млрд руб. Такое вливание позволит значительно увеличить валовой продукт региона, а налоговые отчисления с работающих на стройке компаний дадут возможность заметно пополнить бюджет, уверен врио губернатора Подмосковья Андрей Воробьев.

«ЦКАД - это мегапроект не только по протяженности, но и по объему инвестиций», - отмечает руководитель региона, особо подчеркивая, что работать на стройке будут только компании, зарегистрированные и поставленные на налоговый учет в Московской области. Видимо, строительство логистических центров ложится в тот же формат.

ЕНП