02.10.15

Логика крымской логистики

Особенности расположения всегда делали Крым специфичной территорией в плане транспортной доступности. «Известия» выяснили, кто, как и на чем сегодня доставляет грузы на полуостров.

Вхождение Крыма в состав РФ и связанные с этим потрясения не лучшим образом сказались на объемах грузоперевозок. Так, за 2014 год они сократились на 32%. Многие украинские перевозчики покинули полуостров, а российским требовалось время, чтобы привыкнуть к новым реалиям. Однако уже с начала 2015 года объем грузоперевозок через Керченскую переправу постоянно растет. Так, например, за июнь переправа пропустила 16 тыс. фур — в десять раз больше, чем годом ранее.

Как это ни парадоксально, но именно географическое расположение позволяет Крыму лучше переживать транспортные сложности. «Крым не сегодня и не вчера стал полуостровом, — отметил Михаил Якимов, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта. — Его население, в каком бы статусе ни находилась территория: Республика Крым, Крымская область, Автономная республика Крым, Крымская АССР, довольно долго и успешно живет в условиях естественной изоляции». В этом плане Республика Крым существенно отличается от другого российского эксклава — Калининградской области. Население Крыма в два раза больше — около 2 млн человек, а процент городского населения в республике (60%) — один из самых низких в Российской Федерации. Это означает, что продовольственная безопасность населения обеспечена в первую очередь собственным производством и традициями. То же касается практически всех видов услуг, строительной индустрии, части легкой промышленности и машиностроения.

Курс на переправу

Доставить груз в Крым всегда можно было несколькими маршрутами — по суше через Украину, морем — через Керченскую переправу или в порты республики, а также авиатранспортом. Первый маршрут проходит через автомобильные пропускные пункты Каланчак, Чаплинка и Чонгар и железнодорожные — Вадим и Новоалексеевка. Эти три автомагистрали приспособлены для проезда тяжелой техники и перевозки грузов. Еще несколько автомобильных дорог могут называться такими довольно условно.

Морские грузовые перевозки в Крым осуществляются по трем основным маршрутам: порт Кавказ — Керченский морской рыбный порт, порт Новороссийск — порт Севастополь, а также порт Новороссийск — Керченский торговый порт. Наиболее загружен первый маршрут — расстояние между точками отправления и назначения составляет тут всего 5 км. Именно здесь расположена Керченская переправа.

Самыми востребованными благодаря гибкости маршрутов и регулируемой скорости доставки остаются автоперевозки. Причем, несмотря на короткое расстояние, большая часть их сегодня идет в обход территории Украины. Например, протяженность маршрута Москва—Симферополь, пролегающего через Украину, составляет около 1400 км. Если же добираться по территории России, то цифра увеличивается до 1815 км. Груз доставляется до Новороссийска, а затем через паромную переправу по Керченскому проливу до порта Керчь. Однако зачастую время, сэкономленное на таможенных процедурах, с лихвой перекрывает более длинный маршрут.

Олимпийский опыт

В мае 2014 года обеспечение транспортной доступности нового субъекта РФ правительство возложило на АНО «Единая транспортная дирекция». Эта организация была создана еще в 2009 году под именем «Транспортная дирекция Олимпийских игр» для участия в подготовке и проведении Олимпиады в Сочи. После завершения Игр опыт налаживания транспортных процессов было решено использовать в Крыму. Перед АНО «ЕТД» поставили задачу оптимизировать и разграничить перевозки в обход Украины через Керченский пролив.

Работа ЕТД зачастую вызывала нарекания. В частности, недовольство властей республики вызывали высокие, по их мнению, тарифы для грузового транспорта на Керченской переправе. В конце 2014 года ФАС даже открывала дело в отношении организации. Однако в марте оно было приостановлено с формулировкой «необходимость получения дополнительных доказательств».

Впрочем, к тому времени функции управления Керченской переправой уже перешли от Единой транспортной дирекции к правительству Крыма в лице государственного предприятия «Крымский порт». Первым шагом властей полуострова стало привлечение дополнительных судов для перевозки грузов в Керчь и другие крымские порты.

Широкий выбор

Услуги по перевозке грузов в Крым предлагает большинство крупных российских транспортных компаний. Основной поток грузов перевозится автомобильным транспортом, однако желающие доставить груз поездом или самолетом тоже без проблем найдут соответствующего перевозчика.

«Наша компания начала доставлять грузы автотранспортом на полуостров Крым с мая 2014 года, — рассказывает Игорь Алексашов, руководитель транспортной службы логистической компании «ПЭК». — Тогда мы отправляли грузы через ближайшие филиалы в Новороссийске и Краснодаре. Открытие собственных филиалов в Севастополе и Симферополе позволило значительно снизить стоимость наших услуг — теперь разницы в тарифах для Крыма и остальных городов филиальной сети у нас практически нет». Однако в целом по рынку тарифы на крымское направление в среднем чуть выше, чем по другим направлениям РФ. Дело в специфике региона — входящий поток грузов на полуостров значительно выше, чем исходящий. Перевозчикам приходится устанавливать тарифы выше, чтобы перевозка окупалась.

«Транспортная сеть между городами РФ и Крымом всегда была достаточно хорошо развита, — указывает заместитель декана факультета логистики НИУ ВШЭ Андрей Виноградов. — А после включения республики в состав Российской Федерации перевозки стали еще быстрее и экономнее. Исчезла необходимость в оформлении таможенных документов. Теперь все перевозки между регионом и остальными субъектами нашей страны осуществляются в рамках междугородных перевозок с оформлением стандартного комплекта документов».

Надежда на мост

Транспортные проблемы полуострова призван решить Керченский мост, строительство которого планируется завершить в 2019 году. Он свяжет Керченский и Таманский полуострова четырьмя полосами автомобильного движения и железной дорогой. Общая протяженность моста составит 19 км. «Проблем с авиасообщением у нас не наблюдается, а вот ситуация с автоперевозками до сих пор не до конца стабилизировалась, — констатирует Игорь Алексашов. — Хоть мы и пользуемся всеми тремя портами в районе Новороссийска, а также отправляем грузы и из Геленджика, однако в горячий сезон фуры могут простаивать в очередях на паром продолжительное время. Это, безусловно, влияет на сроки доставки. Не в сезон же мы очень зависимы от погоды: шторм, сильный ветер также могут тормозить процесс доставки грузов на полуостров. Самая большая надежда на строительство моста — только так можно исключить все риски, связанные с погодой».

Вместе с тем далеко не все считают, что ввод Керченского моста в эксплуатацию окажет серьезное экономическое значение. «Транспортная система Крыма всегда развивалась, ориентируясь на географическое положение региона и на его традиционную и естественную изоляцию, — отмечает Андрей Виноградов. — Вопрос строительства Керченского моста, скорее, не решение задачи логистики и повышения эффективности функционирования транспортной системы региона и федерального округа. Это прежде всего вопрос безопасности территории и государства в целом».

Своими силами

Своего рода проверкой возможностей Крыма обеспечить себя ресурсами может стать ситуация, сложившаяся в последние дни на российско-украинской границе. В середине сентября лидеры меджлиса крымско-татарского народа Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров объявили о планах организации блокады полуострова со стороны Украины. Акция, в которой принимают участие несколько сотен активистов, стартовала 20 сентября и была объявлена бессрочной. Активисты пригрозили полностью прекратить пропуск коммерческих грузов на полуостров. При этом активисты беспрепятственно пропускают в Крым пешеходов и легковой транспорт, «тормозя» только фуры. За первые сутки на переходах Каланчак и Чаплинка скопилось до 200 грузовых машин.

Впрочем, как уверяют власти Крыма, акция не окажет глобального влияния на жителей полуострова. Большая часть торговых сетей уже переориентировала цепи поставок на материковую часть России, а доля украинской продукции составляет не более 5%. «Нынешние события на автомобильных дорогах, связывающих полуостров с материком, не принесут каких-либо ощутимых изменений в экономической ситуации и работе предприятий, — уверен Михаил Якимов. — Большинство жителей Крыма их, считаю, и не заметит. Не думаю, что акции определенных политических сил на Украине следует рассматривать как предлог для пересмотра планов по строительству Керченского моста и развитию транспортной инфраструктуры республики в целом».

Сложнее обстоит дело с энергоносителями. В частности, со снабжением моторным топливом. На территории Крыма нет НПЗ, и топливо на полуостров поставляется из Краснодарского края, Башкирии, Самары, Рязани. При этом значительная часть перевозок шла по суше. На сегодня легкие моторные топлива в Крыму — одни из самых дорогих в России.

Известия