22.08.08

Логика есть. Логистики нет

Идеи о переводе части грузопотоков из Москвы и Санкт-Петербурга в Кировскую область пока далеки от реальности Кировские власти всерьез планируют переключить на наш регион грузопотоки на Москву и Петербург, построив через два года крупный логистический терминал в Котельниче. Однако мнения экспертов о перспективах многомиллионного инвестпроекта расходятся.

Логистика из "Белой книги"

Первым шагом в этом направлении стало создание в 2007 году «Белой книги транспорта», в которой заложен так называемый "транспортный каркас региона", и один раздел, созданный при участии Поволжской логистической ассоциации, полностью посвящен логистическому центру. По мысли разработчиков, создание центра должно позволить по-новому организовать доставку контейнерных грузов с Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии в Центральную Россию и разгрузить таможенные терминалы Москвы. Особенно в свете долгосрочного увеличения перевозок импортных контейнеров по Транссибу: 60% грузов из Москвы возвращается в регионы.

Весной этого года региональным правительством был выделен грант на создание бизнес-плана и проведен конкурс на разработку обоснования инвестиций по созданию логистического центра в Кировской области. В итоге разработчиками было предложено четыре площадки, две из них находятся в городе Кирове, две - в городе Котельниче, по 24 Га каждая.

Котельнич ждет инвестиций

Пока интерес у инвесторов вызвал только Котельнич: конкрентный бизнес-план строительства здесь мультимодального логистического центра предложило ООО "Управляющая компания "Промпаркцентр", начавшее сотрудничество с Котельничем в 2007 году.

"Промпаркцентр" уже заявил о масштабных инвестициях в проект 200 млн евро. Инвестор собирается привлечь заемные средства в одном из западных банков, который, в свою очередь, установит подрядчиков для ведения работ - страны и фирмы. Всего предполагается создать 100 новых рабочих мест и закончить работы в 2009 году.

Скорее всего, "локомотивом" котельничской логистики станут железнодорожники: планируется соединение северно-западной развилки путей, где смогут разворачиваться грузовые составы, строительство двух ж/д тупиков, а также расширение действующего моста через Вятку. Не исключено, что с последующим строительством параллельной автомобильной переправы.

- Проект преследует цель разгрузить грузовые терминалы Москвы и Санкт-Петербурга, создать базу для работы с крупными партиями грузов в существующих транспортных коридорах и расширить их. В связи с этим вновь возникает идея строительства железнодорожной ветки Яранск - Котельнич, - считает замглавы администрации г. Котельнича Татьяна Ковязина.

Проект "для себя"?

В то же время, эксперты сомневаются, что кировскому терминалу удастся «оттянуть» клиентов московских логистических центров, поскольку региону пока не хватает структуры для комплексной логистической цепочки. В научном центре "Логистика" при ВятГУ считают, что в проекте очевидно завышен транспортный поток, не учтены очень многие затраты и отсутствие удобных подъездных путей. По мнению руководителя НУЦ "Логистика" Александра Носова, говорить об актуальности проекта можно не раньше, чем будет построен автомобильный мост через Вятку у Котельнича и создана прямая трасса Киров-Оричи-Котельнич-Шахунья, что сократит путь до Москвы на 150 км. "Закольцевав" Котельнич через Оричи и Стрижи, регион задействует целую транспортную зону вкупе с аэропортом. Необходимо строить и другое стратегическое транспортное направление - на порт в Архангельске (Котельнич-Даровской-Котлас).

Логистический терминал мог быть интересен и для Коми, но республика уже строит на федеральные деньги трассу Сыктывкар-Котлас в обход нашей области. Невыгодным проект может оказаться и для железнодорожников, получающих прибыли от дальности перевозок грузов (какой смысл разгружаться в Котельниче?). Невелика надежда и на р. Вятку, в последнее время значительно обмелевшую.

Логопарк "Котельнич"

"Промпаркцентр" заявил 200 млн евро инвестиций в проект котельничского логистического центра, чтобы занять всю отведенную площадку в 48 гектаров у объездной котельничской дороги (близ мачтопропиточного завода). На 22 га разместится собственно логистический центр. На остальной земле планируется построить промышленные объекты по производству железобетонных изделий и переработке древесины. Уже известно, что проектами по логистике, то есть обороту контейнерных грузов, будут заниматься англичане. По производству железобетона и сухих смесей для строительства - немцы, проектированием деревообрабатывающих предприятий - финны.

Вятский наблюдатель; 22.08.08