30.09.05
Соглашение открыто для присоединения к нему других государств, разделяющих его цели. Все спорные вопросы, касающиеся применения соглашения, решаются путем переговоров и консультаций в рамках рабочей группы по сотрудничеству в области транспорта Межправительственной российско-литовской комиссии. Соглашение действует на протяжении пяти лет, однако его можно прервать, уведомив другую сторону об этом.
У проекта "2К" непростая и поучительная судьба. Его первый вариант был подписан еще в январе 2001 г. по инициативе президентов двух стран. Литва была заинтересована в том, чтобы часть российских грузов, идущих в направлении Калининграда, заворачивали и в Клайпеду. Однако именно дисбаланс в темпах роста перевалки грузов стал камнем преткновения во взаимоотношениях участников проекта. Россия в те годы всячески стимулировала своих грузоперевозчиков и грузоотправителей, в том числе и с помощью выгодных железнодорожных тарифов. В итоге объем российских грузов, перерабатываемых в Клайпеде, резко сократился. В ответ Литва ввела дискриминационный транзитный тариф, который не соответствовал подписанным ранее договоренностям.
Вступление Литвы в Евросоюз в мае прошлого года заставило обе стороны другими глазами взглянуть на проект "2К". Литовцы поняли, что без конца использовать анклавную карту нельзя. Активно выходят на транзитные пути этого региона третьи страны - республики Средней Азии, Украина, Белоруссия.
Важно, что был достигнут компромисс относительно железнодорожных тарифов. Договорились, что Россия не будет их повышать в направлении Клайпеды при условии, что этого не будет делать и Литва. Приняли также решение о создании в ближайшее время совместного контейнерного поезда Калининград - Клайпеда - Москва.
По оценке Игоря Левитина, проект "2К" имеет особое значение в решении проблем Калининградского транспортного узла: "Мы должны максимально использовать особенности географического положения области для сотрудничества с сопредельными государствами, для развития ее экономики и повышения жизненного уровня людей. Калининградская область - это пример региона, где системное развитие транспорта может стать ключом к решению комплекса социальных, экономических и политических проблем".
22 июля первый контейнерный поезд под названием "Меркурий" отправился по маршруту Калининград - Клайпеда - Минск - Москва. А 25 июля он прибыл на станцию Кунцево-2 Московской железной дороги за рекордно короткое время - 52 часа.
Маршрут стал регулярным. Следующий через Минск состав на границе с Белоруссией собирается из двух частей - той, что приходит из Калининграда, и той, что идет из Клайпеды. Объединившись в один состав, "Меркурий" раз в неделю прибывает в Кунцево. Правда, до проектной загрузки маршрута (150 контейнеров в 20-футовом исчислении) еще далеко: сейчас в среднем из Прибалтики доставляется около 50 платформ, на которых прибывает по одному-два контейнера. Но, по оценке литовских железнодорожников, "Меркурий" набирает обороты гораздо быстрее, чем его предшественник "Викинг", связывающий Клайпеду и украинский Ильичевск. Подсчитано, что доставка грузов в Москву из Калининграда (за 50 часов) и Клайпеды (за 46 часов) контейнерами по железной дороге значительно быстрее, чем автотранспортом, и дешевле примерно на 20%.
Сейчас "Меркурий" возит только контейнеры. Планируется транспортировка на платформах также автомобильных фур и прицепов. Это предложение литовцев приветствуется россиянами. Рассматривается возможность перевозить груженые фуры не только в Москву, но и в Санкт-Петербург. Но для путешествия автомобилей по рельсам необходимо утрясти ряд чисто рабочих моментов: обеспечить маршрут дополнительными договоренностями, дорожными документами, упростить порядок таможенной проверки. Эти вопросы должны решаться на очередном заседании Межправительственной комиссии.
Литовская сторона с удовлетворением отмечает, что Минтранс России держит свое слово. Как и обещал Игорь Левитин, в начале августа установлены исключительные (льготные) тарифы на перевозку нефти и черных металлов из Казахстана через Россию в порт Клайпеда. По Российским железным дорогам для отдельных видов черных металлов тариф снижен до 46 долларов за тонну. А на перевозку нефти из порта Махачкала в Клайпеду в подвижном составе общего пользования - до 32 долларов за тонну, в частном подвижном составе - до 24 долларов. По словам президента Ассоциации стивидорных компаний Литвы Алоизаса Кузмаракиса, это очень важное для Клайпеды решение, поскольку порт имеет незагруженные мощности.
В ответ Литва в середине августа в очередной раз отменила 15-процентное повышение тарифов на транзитные перевозки грузов через свою территорию на калининградском направлении. А ведь под повышающий коэффициент попадала практически вся основная номенклатура транзитных грузов, которые занимают около 60% в общей структуре грузооборота Калининградской железной дороги.
Недавнее повышение Россией тарифов на перевозки через морские порты не коснулось Клайпеды. Литовские транспортники восприняли это как добрый знак. Так же, как и сообщение о том, что маршрут "Меркурия" вскоре может быть продлен до Центральной Азии. Тогда могучий Транссиб примет два балтийских контейнерных поезда - "Меркурий" и "Балтика-Транзит".
Утверждение соглашения правительством Литвы тоже свидетельствует о том, что Вильнюс удовлетворен началом реализации проекта "2К". Свой шаг навстречу России Литва сделала накануне очередного заседания Межправительственной российско-литовской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому, гуманитарному и культурному сотрудничеству. Оно намечалось в конце минувшей недели. Но возня, затеянная вокруг аварии российского истребителя далекими от народного хозяйства политиканами, на некоторое время отложила встречу министров. Однако глава правительства Литвы Альгирдас Бразаускас выразил надежду, что инцидент не нанесет ущерба литовско-российским отношениям. "Нам не следует горячиться, особенно тем, кто в этом ничего не смыслит, и делать поспешных выводов на основании того или иного факта", - сказал премьер-министр. И добавил: "Такое происшествие может случиться с каждым государством".
Кстати, рабочая группа по сотрудничеству в области транспорта Российско-Литовской межправительственной комиссии провела на днях заседание в Вильнюсе. Стороны признали встречу успешной. Обсуждены первые результаты реализации проекта, вопросы тарифной политики. Не исключено, что в ближайшее время тарифы на перевозку грузов контейнерным поездом "Меркурий" будут снижены. Любопытно, что на встрече обсуждалось и сотрудничество при проведении морских и авиационных спасательных работ на Балтике.
"Гудок"
Литва утвердила Соглашение о сотрудничестве с Россией по осуществлению проекта "2К"
Правительство Литвы утвердило Соглашение о сотрудничестве с Россией по осуществлению проекта "2К" (Клайпеда - Калининград). Как известно, оно было подписано в конце мая сопредседателями Межправительственной комиссии - министром транспорта России Игорем Левитиным и министром иностранных дел Литвы Антанасом Валионисом. Соглашение открывает новые возможности для привлечения дополнительных грузов как через порт Клайпеда, так и через порты Калининградской области с учетом их специализации. Предусматриваются, в частности, повышение качества портовых и транспортных услуг, выработка совместных предложений для сокращения времени пересечения границ, упрощения таможенных и других процедур при перевозке экспортно-импортных грузов.Соглашение открыто для присоединения к нему других государств, разделяющих его цели. Все спорные вопросы, касающиеся применения соглашения, решаются путем переговоров и консультаций в рамках рабочей группы по сотрудничеству в области транспорта Межправительственной российско-литовской комиссии. Соглашение действует на протяжении пяти лет, однако его можно прервать, уведомив другую сторону об этом.
У проекта "2К" непростая и поучительная судьба. Его первый вариант был подписан еще в январе 2001 г. по инициативе президентов двух стран. Литва была заинтересована в том, чтобы часть российских грузов, идущих в направлении Калининграда, заворачивали и в Клайпеду. Однако именно дисбаланс в темпах роста перевалки грузов стал камнем преткновения во взаимоотношениях участников проекта. Россия в те годы всячески стимулировала своих грузоперевозчиков и грузоотправителей, в том числе и с помощью выгодных железнодорожных тарифов. В итоге объем российских грузов, перерабатываемых в Клайпеде, резко сократился. В ответ Литва ввела дискриминационный транзитный тариф, который не соответствовал подписанным ранее договоренностям.
Вступление Литвы в Евросоюз в мае прошлого года заставило обе стороны другими глазами взглянуть на проект "2К". Литовцы поняли, что без конца использовать анклавную карту нельзя. Активно выходят на транзитные пути этого региона третьи страны - республики Средней Азии, Украина, Белоруссия.
Важно, что был достигнут компромисс относительно железнодорожных тарифов. Договорились, что Россия не будет их повышать в направлении Клайпеды при условии, что этого не будет делать и Литва. Приняли также решение о создании в ближайшее время совместного контейнерного поезда Калининград - Клайпеда - Москва.
По оценке Игоря Левитина, проект "2К" имеет особое значение в решении проблем Калининградского транспортного узла: "Мы должны максимально использовать особенности географического положения области для сотрудничества с сопредельными государствами, для развития ее экономики и повышения жизненного уровня людей. Калининградская область - это пример региона, где системное развитие транспорта может стать ключом к решению комплекса социальных, экономических и политических проблем".
22 июля первый контейнерный поезд под названием "Меркурий" отправился по маршруту Калининград - Клайпеда - Минск - Москва. А 25 июля он прибыл на станцию Кунцево-2 Московской железной дороги за рекордно короткое время - 52 часа.
Маршрут стал регулярным. Следующий через Минск состав на границе с Белоруссией собирается из двух частей - той, что приходит из Калининграда, и той, что идет из Клайпеды. Объединившись в один состав, "Меркурий" раз в неделю прибывает в Кунцево. Правда, до проектной загрузки маршрута (150 контейнеров в 20-футовом исчислении) еще далеко: сейчас в среднем из Прибалтики доставляется около 50 платформ, на которых прибывает по одному-два контейнера. Но, по оценке литовских железнодорожников, "Меркурий" набирает обороты гораздо быстрее, чем его предшественник "Викинг", связывающий Клайпеду и украинский Ильичевск. Подсчитано, что доставка грузов в Москву из Калининграда (за 50 часов) и Клайпеды (за 46 часов) контейнерами по железной дороге значительно быстрее, чем автотранспортом, и дешевле примерно на 20%.
Сейчас "Меркурий" возит только контейнеры. Планируется транспортировка на платформах также автомобильных фур и прицепов. Это предложение литовцев приветствуется россиянами. Рассматривается возможность перевозить груженые фуры не только в Москву, но и в Санкт-Петербург. Но для путешествия автомобилей по рельсам необходимо утрясти ряд чисто рабочих моментов: обеспечить маршрут дополнительными договоренностями, дорожными документами, упростить порядок таможенной проверки. Эти вопросы должны решаться на очередном заседании Межправительственной комиссии.
Литовская сторона с удовлетворением отмечает, что Минтранс России держит свое слово. Как и обещал Игорь Левитин, в начале августа установлены исключительные (льготные) тарифы на перевозку нефти и черных металлов из Казахстана через Россию в порт Клайпеда. По Российским железным дорогам для отдельных видов черных металлов тариф снижен до 46 долларов за тонну. А на перевозку нефти из порта Махачкала в Клайпеду в подвижном составе общего пользования - до 32 долларов за тонну, в частном подвижном составе - до 24 долларов. По словам президента Ассоциации стивидорных компаний Литвы Алоизаса Кузмаракиса, это очень важное для Клайпеды решение, поскольку порт имеет незагруженные мощности.
В ответ Литва в середине августа в очередной раз отменила 15-процентное повышение тарифов на транзитные перевозки грузов через свою территорию на калининградском направлении. А ведь под повышающий коэффициент попадала практически вся основная номенклатура транзитных грузов, которые занимают около 60% в общей структуре грузооборота Калининградской железной дороги.
Недавнее повышение Россией тарифов на перевозки через морские порты не коснулось Клайпеды. Литовские транспортники восприняли это как добрый знак. Так же, как и сообщение о том, что маршрут "Меркурия" вскоре может быть продлен до Центральной Азии. Тогда могучий Транссиб примет два балтийских контейнерных поезда - "Меркурий" и "Балтика-Транзит".
Утверждение соглашения правительством Литвы тоже свидетельствует о том, что Вильнюс удовлетворен началом реализации проекта "2К". Свой шаг навстречу России Литва сделала накануне очередного заседания Межправительственной российско-литовской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому, гуманитарному и культурному сотрудничеству. Оно намечалось в конце минувшей недели. Но возня, затеянная вокруг аварии российского истребителя далекими от народного хозяйства политиканами, на некоторое время отложила встречу министров. Однако глава правительства Литвы Альгирдас Бразаускас выразил надежду, что инцидент не нанесет ущерба литовско-российским отношениям. "Нам не следует горячиться, особенно тем, кто в этом ничего не смыслит, и делать поспешных выводов на основании того или иного факта", - сказал премьер-министр. И добавил: "Такое происшествие может случиться с каждым государством".
Кстати, рабочая группа по сотрудничеству в области транспорта Российско-Литовской межправительственной комиссии провела на днях заседание в Вильнюсе. Стороны признали встречу успешной. Обсуждены первые результаты реализации проекта, вопросы тарифной политики. Не исключено, что в ближайшее время тарифы на перевозку грузов контейнерным поездом "Меркурий" будут снижены. Любопытно, что на встрече обсуждалось и сотрудничество при проведении морских и авиационных спасательных работ на Балтике.
"Гудок"