Литва рубит сук, на котором сидит
Руководство Литвы решило перекрыть транзитное сообщение между всей Россией и маленьким островком Калининградом. Данный шаг продиктован мелкими интересами такой же мелкой страны и, видимо, большим желанием отомстить. Но странная месть! Россия решила временно не поставлять по копеечным ценам в Литву нефть, это решение является вполне законным и логичным, но сырное государство обиделось и приступило к абсурдной тактике, вредя самой себе.
Дело в том, что для Литвы работа нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) Mazeikiu nafta вопрос национальной безопасности. В мелкой Литве нет крупных предприятий, тем более в жизненно важной нефтяной отрасли. Не так давно этот завод принадлежал российскому ЮКОСу. В ходе банкротства опальной компании этот ценный актив выставили на продажу. Но литовские власти в обход интересов российских претендентов продали НПЗ польской компании PKN Orlen. Литовские чиновники поступили глупо, нарушая деловую этику и забыв об обоюдных договоренностях.
В ответ на варварские методы ведения бизнеса недавно Транснефть прекратила поставки нефти на завод Mazeikiu nafta. Причина весьма объективна - авария на участке Унеча-Полоцк системы Дружба-1 . Вскоре стало ясно, что ремонт затянется. Глава Транснефти С.Вайншток не исключил, что поставки и вовсе будут закрыты из-за технической составляющей нефтяного вопроса. Это может случиться, ведь продолжительность жизни трубопровода, согласно нормам, - 30 лет. А Дружбе 1 - 42 года. Он сделан из металлов, которые сейчас уже не используются , - отметил глава Транснефти .
Весть о том, что главный литовский НПЗ лишится дешевой российской нефти, вызвала в Литве настоящую бурю эмоций. Местные СМИ назвали ремонт нефтепровода экономической блокадой , объяснив его политическими причинами, хотя другие способы поставки нефти на НПЗ возможны, но менее выгодны. Тонна привозной нефти обходится Mazeikiu nafta примерно на 10 долларов дороже, чем тонна, полученная по трубопроводу. Получается, предприимчивые литовцы хотят экономить на российской нефти дважды не много ли!?
Литовцы, как и все прибалты, долго думали, как поступить с Россией за зло , которая она им причинила в очередной раз. Конечно, оригинальности от них никто и не ожидал литовские чиновники заявили: Российская сторона была информирована, что в ближайшее время могут начаться комплексные ремонтные работы на наиболее изношенных участках железной дороги, ведущих в Калининградскую область. В этой связи может быть ограничено движение пассажирских поездов и сведены к минимуму перевозки грузов, в том числе военных , - сообщил литовский источник.
Вскоре эту скандальную информацию подтвердил и президент Литвы Валдас Адамкус: Мы должны обеспечивать безопасность поездов, пассажиров, следующих по территории Литвы. Если возникает необходимость в целях повышения безопасности движения выполнить ремонтные работы, не вижу в этом повода для повышения политической напряженности. Литва постарается сохранить с Россией хорошие, деловые отношения , - многозначительно добавил президент, явно намекая, что ждет того же и от России. Проявиться это, видимо, должно в возобновлении поставок дешевой нефти.
Как именно разрешится конфликт стороны пока не берутся прогнозировать. Но российская сторона и Транснефть настроены решительно и компромиссного варианта не рассматривают.
Эту так называемую транспортную блокаду в эксклюзивном интервью KM.RU прокомментировал начальник отдела контроля доставки товаров Центрального таможенного управления, полковник таможенной службы Владимир Онищенко.
- Чем являются данные действия Литвы?
- Литва пытается повлиять на действия России, которые последняя предпринимала. Но подобные действия прибалтийского государства смешны и не логичны. Во-первых, меры, предпринимаемые Литвой, не дадут ожидаемого результата ну перекроют они железную дорогу, перекроют трассы и что?! Ничего, люди будут летать и плавать, логистические компании также перейдут на другой вид транспортировки груза. Только такими попытками Литва не сможет вернуть себе дешевую нефть, зато испортит и так не самые лучшие отношения с Россией.
Чего она добьется? Россия не вернет дешевую нефть, а над действиями маленького государства поглумятся политики всего мира, литовская экономика потерпит непоправимый урон. В общем, минусы только для Литвы мы сможем наблюдать при длительной транспортной блокаде России.
Конечно, закрытие транзита осуществляется по политическим мотивам, однако с экономической точки зрения это действие совершенно не оправдано для Литвы. Как я уже говорил, россияне предпочтут другой вид перемещения: у РФ, слава Богу, есть выход на море и воздух, и грузы могут проходить паромом, самолетом.
Стоит сказать, что прибалтийские страны живут за счет перевалки грузов, за счет транзита (берут деньги за проезд по их территории, за транзит грузов, в особенности нефти, за перевалку грузов, включающую в себя сортировку и упаковку). Между прочим, калининградский транзит составляет от 50 до 80% поступлений в бюджет Литвы.
Да, для населения нововведение неудобно, но не смертельно для России, а вот как раз для прибалтов подобно смерти. Ну, конечно, не смерти, но очень близко к этому.
Обидно, что ФТС (Федеральная таможенная служба) вложила огромное количество денег в калининградский транзит: вся система таможенного контроля была автоматизирована на уровне мировых стандартов, получила одобрения крупных европейских комиссий. Также создали электронную сеть Калининградский транзит , которая дает возможность автоматического декларирования, то есть, груз только загружают, а сведения о нем уже находятся в пункте назначения, что ускоряет процесс таможенного оформления.
Однако Россия все равно может обойтись и без транзита по территории Литвы, особенно это касается нефти и газа. Никому не секрет, что в скором времени, ориентировочно 2008-2010гг, будет построен трубопровод из Санкт-Петербурга в Германию. Действительно, будут найдены другие логистические решения. А по поводу нефти, - ее будут гнать по трубопроводам через Петербург и Украину, а также танкерами по морю в Европу. Если же все-таки прекратится или уменьшится подача нефти в Европу, то Евросоюз надавит на Литву. И опять мы ничего не теряем проигрывает и экономически, и политически только Литва.
Подведу итог, предприимчивая Литва является одним из крупнейших перевозчиков автотранспорта но она, видимо, скоро останется без работы.
Факты:
Более 40% населения Литвы задействованы в сфере транспортных перевозок.
Мария Корнилова
KMnews; 22.08.06