19.12.05

Литовский гандикап

Прорыв транспортной блокады стал главным вопросом прошедших на этой неделе переговоров губернатора Калининградской области Георгия Бооса с президентом Белоруссии Александром Лукашенко и премьер-министром Сергеем Сидорским.

Затронули этот вопрос и президенты России и Белоруссии во время вчерашней встречи в Сочи. 80 процентов внешнеторговых грузов, переправляемых Белоруссией морским путем, приходится на порты Латвии и Литвы, еще 18 процентов берут на себя украинские и лишь 2 процента добираются до порта Калининград. Соотношение это сложилось не случайно и связано не только с техническими характеристиками и пропускной способностью портов, а в первую очередь с разницей железнодорожных тарифов по доставке грузов.

Литва, на словах не раз заявлявшая о своей приверженности рыночным принципам развития экономики и готовности к честной конкурентной борьбе с российскими портами, своей тарифной политикой изначально ставит их в неравные условия. Гандикап составляет 20 процентов, причем эта надбавка действует только для грузов, направляемых в порт Калининград, а вот в латвийский Вентспилс грузы перевозятся по внутренним литовским тарифам.

Во время летнего визита в Москву президент Белоруссии, встречаясь с Владимиром Путиным, пообещал рассмотреть вопрос о долевом участии в строительстве нового порта вблизи российского города Балтийска для перевалки 8,2 миллиона тонн грузов, а также возведении терминала для отправки калийных удобрений в Калининграде мощностью 1 миллион тонн. По оценкам российских специалистов, первый проект обойдется каждой из сторон в 50 миллионов долларов, второй - в 500 тысяч. Однако представители минтранса Белоруссии, учтя литовскую тарифную надбавку, пришли к выводу, что ни один из проектов экономически себя не оправдает. А если учесть, что Украина обещает уже в следующем году снизить на 75 процентов ставки по канальным сборам при перевозке белорусских калийных удобрений, являющихся основным морским экспортным товаром Минска, то перспективы белорусско-российских проектов становятся и вовсе туманными.

После переговоров в Минске Сергей Сидорский предложил еще раз проработать вопрос о выравнивании тарифов в правительствах Белоруссии и России с тем, чтобы в ближайшее время провести трехстороннюю встречу с литовскими партнерами. Встреча Владимира Путина и Александра Лукашенко в Сочи, несомненно, придаст этому процессу дополнительный импульс.

"Гудок"