17.06.05

Лимузины с помойки

Он подошел ко мне на российско-литовском переходе в Нестерове. Я согласился подвезти мужчину, моего ровесника, до Каунаса. Николай, так звали попутчика, оказался полковником запаса из Москвы. На скромную полковничью пенсию прокормить сегодня семью практически невозможно, работа завхоза в одной из фирм малооплачиваемая, и потому вот уже несколько лет отставной полковник по выходным гоняет под заказ иномарки из Калининграда в Москву. В Калининград он приезжает в субботу утром, друзья к тому времени уже присматривают интересующий его автомобиль, заключается сделка, готовятся все необходимые документы, и в воскресенье ночью Николай уже в столице. Бизнес этот не из легких, не каждый выдержит, но овчинка стоит выделки: если Николай чисто прогонит и продаст легковушку, то снимет с нее 1000 1300 зеленых .

Занятие перегонщика автомобиля затмило в автомобильном Клондайке России, так называют сегодня Калининградскую область, некогда вожделенную для местных жителей профессию моряка. На этом бизнесе зарабатывает легально, полулегально и криминально едва не половина мужского населения области. Этому способствует, во-первых, удобное географическое расположение области. Во-вторых, по разным причинам иных из тех, кто прочно сел на автомобильный бизнес, из стран Западной Европы стали выдворять откатываются они не очень далеко, чаще всего в Литву или Калининград. В-третьих, это статистика. За прошлый год, даже с учетом того, что после ареста председателя комиссии по автомобильным квотам вице-губернатора области Саввы Леонова, уличенного во взятке в 150 тысяч долларов, автомобильная растаможка была на три месяца заморожена , в область ввезено более 20 тысяч автомобилей. На тысячу жителей самой западной области России сегодня приходится свыше 300 автомобилей (в Москве чуть больше 200). И, дабы не травмировать психику читателя цифрами, последнее: через регион прокатывают в год от 400 до 700 крутых, но паленых иномарок. Несколько лет назад я стал свидетелем, как ворованным иномаркам пытались приделать крылья . Из Москвы на военный аэродром близ Калининграда прилетел арендованный фирмой Илкон самолет Ил-76 Абаканского авиаотряда. Самолет на военном аэродроме ждали, быстро отогнали в конец взлетно-посадочной полосы, начали загружать иномарки. О таможенном оформлении и таможенном досмотре груза даже и не вспомнили.

Когда самолет уже собирался взлетать, на взлетной полосе появились сотрудники УВД. Даже при беглом осмотре оперативники уголовного розыска на панелях кузовов у Лэндкрузера и Ауди , где были выбиты номера, обнаружили сварные швы. Один из джипов разыскивался Интерполом, его угнали в Австрии. Остальные автомобили тоже были темными . Генерала-авиатора, который был замешан в этой истории, быстро уволили в запас. А потом дело вообще замяли. О многих интересных вещах в автобизнесе разговаривали мы с попутчиком. Николаю в последнее время все тяжелее найти в Калининграде иномарку для продажи в Москве. Сеть японских магазинов, появившаяся в столице, составляет большую конкуренцию. Зачем брать подержанную иномарку, если можно с гарантией купить почти за ту же сумму нового японца . Пусть классом пониже, зато нового, с гарантийным обслуживанием. Николаю приходится искать тех, кто желает приобрести именно немца .

Сильно ударили по автобизнесу подержанными иномарками новые таможенные правила. И сегодня на Россию выгоднее всего покупать автомобили с объемом двигателя 1,4 литра. По утверждению Николая, калининградская автомобильная барахолка все больше затоваривается автомобилями из Литвы и США. И в этот раз он не нашел интересующий его и доступный по карману автомобиль, потому то и держал путь на литовский авторынок. Даже если приобретенную в Мариямполе иномарку придется выгонять в Калининградскую область и там растаможивать, а затем гнать ее опять через Литву в Россию это выгоднее, чем покупать ее в Калининграде. Выбор в Литве намного шире, но намного выше и опасность приобрести под видом свежей иномарку, побывавшую ранее в аварии. Литовцы давно завоевали звание покупателей, не гнушающихся иномарок любой степени битости. Литовские костоправы способны из скрученного в тугой жгут железа сотворить вполне живое изделие автопрома.

Сегодня среди стран поставщиков иномарок в янтарный край лидирует Литва. Попытки конкурентов-поляков внести изменение в расстановку сил успехом пока не увенчались. Щецинский рынок, на длительное время выпавший из прибалтийской торговли подержанных иномарок, вряд ли вернется к былому величию и процветанию. Предприимчивые поляки ухитряются продавать российским и литовским перекупщикам купленные у бюргеров автомобили прямо в Германии. Что примечательно, при покупке за ценой, как говорится, не стоят. Сколько немец просит, столько и отсчитывают.

Валерий ГРОМАК (Соб. корр. Трибуны )