19.10.05

"Левые" автозапчасти опасны для жизни

За последние несколько месяцев поставщики поддельных запчастей в Россию заметно активизировались, заявил депутат Госдумы Олег Савченко. По его данным, главным источником контрафакта по-прежнему остается Китай, однако выявить подделку стало сложнее. В отделе сертификации НАМИ сообщили, что в последнее время изменился не только объем, но и место производства подделок.

Если раньше поток "левака" шел из Китая и с Тайваня, то теперь на упаковке все чаще указывают западные страны - Италию, Германию. Президент межреспубликанского концерна "Подшипник" Юрий Бубнов, впрочем, уверен, что под именем европейских поставщиков работают все те же китайские кустари. Мошенники действуют по следующей схеме. В какой-либо европейской стране регистрируется фирма. Там запчасть из Поднебесной получает маркировку (например, made in Germany) и упаковывается в красивую коробку, после чего "фирменная" вещь идет на российский рынок.

В подпольных китайских мастерских о качестве не задумываются: в производстве используют "сырую" сталь, неквалифицированную рабсилу, не придерживаются технологии. Зато восточные изделия красивы, а главное - крайне дешевы. "По российским законам обязательной сертификации подлежат не все автокомпоненты, а только те, которые непосредственно влияют на безопасность", - пояснили в НАМИ. В 2002 году, учитывая возможное вступление в ВТО, постановлением правительства перечень был сильно урезан. Из списка убрали, в частности, детали трансмиссии (карданная передача), подвески (шаровые опоры, пружины), рулевого управления (гидроусилитель), системы питания (топливный насос, карбюратор, инжектор). Теперь их качество остается полностью на совести организаций-импортеров.

Между тем брак в рулевом управлении и подвеске может стать причиной серьезной аварии. Правда, сколько ДТП происходит из-за технической неисправности автомобиля, в ГИБДД не знают - слишком дорого стоит экспертиза. Теперь законодатели захотели подкорректировать правительственное решение и написали письмо в правительство на имя премьера Михаила Фрадкова. "Там отреагировали на нашу просьбу и пообещали бороться", - заявил Савченко. Бороться, как всегда, первой взялась таможня. В частности, для пресечения ввоза поддельных подшипников установлена минимальная стоимость килограмма груза - 3,88 доллара. На более дешевый товар таможенники требуют сертификат.

Результат пока неизвестен, но что дело кончится очередным подорожанием, сомневаться не приходится. Это на руку отечественным производителям тех же подшипников - недаром именно они "гонят волну", утверждая, что доля контрафактных подшипников на вторичном рынке достигла 20%. Впрочем, в НАМИ привели еще более впечатляющие цифры: доля "левых" запчастей уже составляет 30-40%. Обычным покупателям отличить подделку от качественного товара почти невозможно. Единственный выход: требовать сертификат на товар у продавца, а для проверки его подлинности звонить в орган выдачи документа по указанным в нем телефонам. Покупка дорогого изделия от подделки не обезопасит - как признаются эксперты, "левые" запчасти можно встретить в самом фешенебельном автомагазине.

"Газета"