31.03.21

Лесу ищут переход в Поднебесную

На Красноярской дороге отрабатывают новые схемы экспорта пиломатериалов в Китай

Красноярская железная дорога предложила грузоотправителям новые маршруты для экспорта пиломатериалов в Китай – через сухопутные погранпереходы Гродеково (Приморский край) и Достык (Казахстан). Они должны стать альтернативой традиционным направлениям отправок через Забайкальск и Наушки, где из-за эпидемиологических ограничений со стороны КНР, начиная с декабря, отмечаются сложности с пропуском лесных грузов.

Красноярская дорога занимает лидирующие позиции на сети ОАО «РЖД» по объёму контейнерных перевозок лесной продукции – на её долю в 2020 году пришлось порядка 30% всех отправок лесных грузов. Свыше 90% лесопродукции со станций магистрали традиционно направляется на экспорт в Китай в основном через погранпереходы Наушки и Забайкальск. Однако из-за противоэпидемиологических мер, введённых китайской стороной, перевозки существенно осложнились. «С начала текущего года на российско-китайском направлении все участники транспортной цепочки работают в условиях серьёзных ограничений пропускной способности сухопутных погранпереходов. Из-за этого несём существенные потери», – подчеркнула вчера на совещании с операторами контейнерных перевозок первый заместитель начальника Красноярской железной дороги по экономике, финансам и корпоративной координации Ольга Михайлова.

Начиная с декабря 2020 года из-за отказа в приёме поездов «Китайскими железными дорогами» и сверхнормативного количества отставленных от движения поездов в ОАО «РЖД» несколько раз вынужденно вводили конвенционный запрет на пропуск грузов через Забайкальск и Наушки. «Начиная с 1 декабря 2020 года конвенционные ограничения по погрузке на станции Забайкальск действовали 67 дней, на станции Наушки – 86 дней. Можно сказать, что больше двух из прошедших четырёх месяцев погрузка сдерживалась», – уточнил «Гудку» начальник Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания Александр Кожанов.

Сложная обстановка на погранпереходах негативно сказалась на отправлении грузов. По данным пресс-службы Красноярской дороги, за первые два месяца 2021 года контейнеропоток, отправляемый со станций КрЖД в направлении пограничного перехода Наушки (а именно к ней тяготеют те провинции Китая, в которые доставляется лесопродукция предприятий Красноярского края), снизился на 40,3% к уровню 2020 года. По словам Александра Кожанова, за март из согласованных 136 контейнерных поездов фактически через сухопутные погранпереходы отправился 101. Договориться об увеличении пропускной способности на погранпереходах с КНР пока не получается.

«Склады большинства предприятий загружены продукцией. Порядка 400 тыс. куб. м пиломатериалов по Красноярскому краю находится в подвешенном состоянии. Около 50% объёма лежит на терминалах погрузки либо уже погружено в контейнеры. Ещё порядка 50% не могут вывезти с заводов по причине лимитированной инфраструктуры у терминалов по хранению», – обрисовал ситуацию заместитель министра лесного хозяйства Красноярского края Сергей Карнаухов.

Красноярская дорога предложила грузоотправителям и операторам рассмотреть альтернативные направления по отгрузке пиломатериалов. В марте 2021 года был отправлен первый контейнерный поезд со станции Базаиха в Китай через железнодорожный погранпереход на станции Гродеково (Приморский край). Ранее перевозки контейнеров по этому направлению не осуществлялись, подчеркнули в пресс-службе дороги.

Также организовано отправление контейнерных поездов в Китай через пограничный переход Достык (Казахстан). С начала марта согласованы заявки на отправку по этому маршруту 27 грузовых поездов, уже отгружено восемь из них. На апрель план по перевозкам ещё выше.

«Судя по заявкам на апрель на Достык ждёт достойная погрузка – заявка согласована на 92 поезда. Предполагается отправка трёх поездов в сутки, – отметил Александр Кожанов. – Заявки, которые поданы на стыки Гродеково и Владивосток, согласованы в полном объёме. 14 поездов на Владивосток и два поезда на Гродеково».

Операторы и грузоотправители признаются, что ситуация с экспортом в КНР сложилась действительно очень сложная. Генеральный директор ООО «ТрансЛес» Алексей Барбариуш отметил, что скопление гружёных поездов и кратное увеличение оборота вагонов означает для грузовладельцев срыв контрактов и невыполнение обязательств, операторы и перевозчик несут финансовые потери из-за непроизводительного простоя парка, перевозчик не может обеспечить эффективную загрузку своей инфраструктуры.

Убытки из-за скопления контейнеров с пиломатериалами, по данным Союза лесопромышленников Красноярского края, исчисляются уже миллиардами рублей. «То, что происходит сейчас на границе с Китаем, – это настоящий коллапс. С декабря практически заморожен экспорт пиломатериалов из-за ограничений КНР. Ситуацию нужно решать на уровне правительств», – считает президент Союза лесопромышленников Красноярского края Олег Дзидзоев.

Однако альтернативные маршруты через Гродеково и Достык, по мнению экспертов, тоже вряд ли станут выходом из ситуации. Олег Дзидзоев отмечает, что перевозки по этим направлениям окажутся намного дороже и это скажется на финальной цене продукции, она может вырасти кратно.

Алексей Барбариуш добавляет, что эти погранпереходы, как и морские порты Находка и Владивосток, уже используются при организации перевозок и здесь также есть ограничения – как эпидемиологические со стороны Китая, так и из-за конкуренции между разными видами грузов, в частности, в связи с ростом экспорта угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Как считает эксперт, для улучшения ситуации на инфраструктуре одним из возможных вариантов решения будет проведение регулярного мониторинга остатков грузов конкретных номенклатур на китайской территории для обеспечения балансировки подвода поездов со стороны РЖД.

На уровне правительства края идею о диверсификации маршрутов, напротив, поддерживают. Как отметил на совещании по экспорту пиломатериалов, которое состоялось на прошлой неделе, вице-премьер правительства Красноярского края Сергей Верещагин, диверсификация каналов сбыта позволит снизить экспортные риски не только в период противоэпидемиологических ограничений, но и в будущем. «Если возникают такие ситуации, необходимо расширять географию поставок, искать новые точки контактов между грузоотправителями и грузополучателями. Конечно, необходимо «посчитать экономику» доставки к альтернативным погранпереходам, и такой анализ с участием предприятий лесопромышленного комплекса мы проведём в ближайшее время», – подчеркнул Сергей Верещагин.

Гудок