11.08.11

Lenovo завела в России склад и хочет отказаться от услуг дистрибуторов

Китайская Lenovo заявила о стремлении отказаться от услуг посредников при ввозе своих ПК в Россию. Конкуренты и партнеры по-разному отнеслись к желанию вендора: в Acer говорят о неумении Lenovo работать с каналом, в Asus - о неочевидности преимуществ прямых поставок, а недавно сделавшая аналогичный шаг Toshiba приветствует намерения Lenovo.

Китайский производитель персональных компьютеров (ПК) Lenovo стремится изменить схему работы в России. Стратегия компании на местном рынке заключается в постепенном переходе на прямую работу с реселлерами, заявил CNews вице-президент Lenovo по работе в России и СНГ Бай Юйли.

Сейчас продукцию Lenovo в России растамаживают партнеры первого уровня (Tier 1, дистрибуторы), а ее дальнейшей реализацией занимаются партнеры второго уровня (Tier 2, реселлеры). По словам Бай Юйли, Lenovo стремится сделать эту схему в России одноуровневой, самостоятельно растамаживая и отгружая ПК реселлерам. Он оговаривается, что выполнимость этих планов не очевидна: “посмотрим на реальную ситуацию”.

В июне 2011 г. у Lenovo появился собственный склад в подмосковном городе Пушкино общей площадью 10 тыс. кв. м., из которой непосредственно для хранения предназначены 5 тыс. кв. м. Связано ли появление склада с постепенным изменением схемы работы с каналом продаж, в компании уточнять не стали. Бай Юйли добавил, что компания рассматривает и вопрос локализации сборки в России.

Напомним, что Бай Юйли взял на себя руководство локальным офисом в декабре 2010 г., когда Россия и страны СНГ в Lenovo были отнесены к подразделению Emerging markets, отвечающему за работу в регионах с развивающейся экономикой. До этого Россия входила в подразделение Lenovo по работе с европейскими странами. Именно в созданной тогда новой структуре управления оперативный контроль над локальной деятельностью перешел в московское представительство.

В 2011 финансовом году (закончился 31 марта) Lenovo в СНГ продала 1,137 млн ПК, выручка вендора в регионе за этот период составила $505 млн.

Как говорят CNews участники рынка, для многих компьютерных вендоров отказ от звена, отвечающего за растаможку, уже произошел. Из наиболее крупных компаний исключение составляют лишь Acer и Asus. В этих производителях CNews подтвердили, что пользуются двухуровневой моделью канала продаж.

В Acer не стесняется критиковать локальную стратегию Lenovo. «Неумение работать с двухуровневой моделью продаж приводит к тому, что ту работу, которую профессионально выполняют дистрибуторы, компания Lenovo вынуждена брать на себя в сочетании со всеми сопутствующими рисками», - считает глава российского офиса Acer Глеб Мишин.

Рынок России для Lenovo чрезвычайно интересен, уверен Мишин. «Но миллионные вложения в прошлом году превратились в несоразмерные инвестициям рыночные доли, - добавляет он. - Причин несколько, главная - это непонимание российского рынка и попытка работать «по-китайски» (что естественно, т.к. Lenovo в Китае очень успешная компания) в совершенно других условиях».

Что касается рыночных долей, то Lenovo сама дает их динамику со ссылкой на IDC. Сейчас на российском рынке ПК компания занимает 9,6%, отдельно в сегменте мобильных компьютеров - 14,1%.

В компании Asus в ближайшее время не намерены менять существующую схему поставок компьютеров, но в 2012 г. готовы вернуться к этому вопросу. «Мы пользуемся складами дистрибуторов, - говорит представитель вендора по продажам Алексей Осипов. - К сильному изменению конечной стоимости для покупателей прямая работа поставщика с таможней не ведет. Ценник на ПК на рынке и так достаточно агрессивен, к тому же при ценообразовании часто исходят из желаний крупных федеральных ритейлеров».

По словам Осипова, запрос на прямую работу с вендорами у крупных розничных сетей есть, но экономические преимущества отказа от услуг дистрибуторов не очевидны.

В лагере производителей, отказавшихся от услуг посредников, находится Toshiba. «Таможенную чистку с начала 2011 г. проводит Toshiba CIS, но склада в России у нас нет, мы везем ПК по предзаказу, - заявил CNews руководитель локального офиса вендора Игорь Снытко. - До этого таможней занимались партнеры, закупающие устройства за рубежом. С точки зрения ценообразования для потребителя действительно большой разницы нет, но более удобно с точки зрения логистики, т.е. сроков получения товара клиентом. Я приветствую намерение конкурентов перейти на такую схему».

Самих крупных дистрибуторов не беспокоит тенденция отказа от их услуг. «Мы не ожидаем серьезных изменений в нашем совместном бизнесе. Вероятно, какое-то количество прямых контрактов с партнерами второго уровня будет заключено. И, в первую очередь, скорее всего это будет федеральный ритейл, - считает директор департамента «Мобильные ПК» компании Merlion Дмитрий Виноградов. - Полного отказа от двухуровневой работы мы не ожидаем, так как в России одному поставщику работать напрямую со всеми, с большим партнерским каналом невозможно. Фактически это означает построение собственного дистрибуторского бизнеса на базе представительства. И это крайне маловероятно».

В розничной сети «Белый ветер Цифровой» решили не комментировать шаг Lenovo, поскольку, как оказалось, отношения магазина с этим вендором подходят к концу. «К продукции нет интереса, не наша аудитория, уже сегодня практически ее не продаем, - говорит официальный представитель «Белого ветра» Марина Рукавицына. - Партнерство будет свернуто до конца 2011 г.».

CNews