14.04.11

Лед сковал грузы

За I квартал 2011 г. грузооборот портов России сократился на 1,9% к уровню прошлого года — до 120,7 млн т, сообщила Ассоциация морских торговых портов. При этом экспорт грузов упал почти на 6% до 91,1 млн т. Спад произошел прежде всего за счет черных металлов (-19,6%) и нефти (-4,6%).

Общий экспорт нефти из России при этом снизился несущественно: по итогам квартала — 1,8% падения к 2010 г. (до 59,5 млн т, данные Минэнерго); причем в марте ситуация поправилась: в январе было 5,3% снижения, в феврале — 0,9%, а в марте — 0,6% роста. Что касается черных металлов, то их экспорт за два первых месяца года снизился на 17% до 4,9 млн т (данные Федеральной таможенной службы). Этот вид груза доставляется преимущественно морем, поэтому темпы спада грузооборота и экспорта практически сходятся, указывает гендиректор InfraNews Алексей Безбородов. У НМТП перевалка черных металлов снизилась на 24% из-за политической нестабильности в странах Северной Африки и Ближнего Востока, традиционно крупных импортерах, отмечает представитель НМТП. На НМТП негативно сказался и запрет экспорта зерна (введен еще в августе прошлого года).

Порты Балтики сильно пострадали от критической ледовой обстановки, которая сохранялась почти два месяца, особенно тяжело было в марте, указывает Безбородов. Так, «нефтяные» порты Приморск (входит в группу НМТП) и Высоцк потеряли за I квартал 5,2 и 5,7% грузооборота соответственно; у судов, идущих на Высоцк, были проблемы с проходом через Финский залив, а «Транснефти» даже приходилось приостанавливать прокачку нефти по БТС в направлении Приморска. Большой порт Санкт-Петербург, занимающийся в том числе перевалкой черных металлов, только в марте показал 9%-ное падение. Спрос на грузы не сократился, но суда порой неделю ждали возможности начать рейс, рассказывает сотрудник порта.

Нынешняя зима была суровой — последний раз такая была в 2002-2003 гг., рассказывал инспектор ФГУП «Администрация порта «Большой порт Санкт-Петербург» (руководит администрациями портов Приморск, Усть-Луга, Выборг и пассажирского порта): прием судов сократился почти втрое. Некоторое сокращение перевалки нефти в Приморске действительно связано с ледовой обстановкой, признает представитель НМТП, но есть и другая причина — незначительные темпы роста нефтедобычи на фоне роста внутреннего потребления. С этим согласен и аналитик «Тройки диалог» Валерий Нестеров. Идет и перераспределение грузопотоков, добавляет он: с вводом ВСТО все больше нефти будет идти в Китай через дальневосточный терминал «Козьмино». В 2010 г. по этому маршруту ушло 10 млн т, в этом планируется 15 млн т. Тогда как спрос со стороны стран Европы практически не растет — так как они еще не вышли из кризиса, резюмирует Нестеров.

Ведомости