Латвия. Челноки
Новые и старые маршруты: Шяуляй — Белосток — Варшава — Новополоцк.
Безработица, "смешные" зарплаты заставили латвийцев искать новые возможности выживания. Возвратился "челночный" бизнес. В отличие от начала 1990–х, когда народ гонял вглубь Польши, в Венгрию, Турцию, появились новые маршруты — более экономичные и менее удаленные. В приграничные районы Литвы, Белоруссии, в польский Белосток.
Шяуляй и Гарюнай
Помню, лет 5–7 назад вся Привокзальная площадь была оккупирована автобусами, отправлявшимися в Вильнюс — на знаменитый рынок Гарюнай. Выкладывай 5 латов — и вперед, с песней! Времена "гарюнайского бума" давно миновали. Сам рынок — после недавней реконструкции — тоже все больше приобретает черты торгового центра. Оптовики, имеющие торговые точки на Центральном рынке Риги, предпочитают затариваться в Польше. И все же остались латвийцы, по–прежнему выбирающие знакомый маршрут.
— Езжу в Гарюнай 2–3 раза в месяц, — рассказал мне один из челноков. — И каждый может там найти товар по себе. Есть откровенная дешевка, а есть и очень хорошие вещи. Многие рижские магазины берут товар в Гарюнае, но никогда не признаются в этом. Сам видел в одном из столичных магазинов кроссовки, которые я купил в Вильнюсе за 7 "баксов", с огромной рекламой "АКЦИЯ ! ВСЕГО 14,95 Ls". Пусть лохи закупаются в торговых центрах. Даже на самом отсталом базаре этот же товар можно купить в 2–3 раза дешевле.
Знакомая последний раз побывала в Гарюнае в прошлом году. Купила мужу спортивную куртку за 42 лата — с енотовым мехом на капюшоне. Точно такая же в "Домине" висела за 95 латов. Себе купила спортивную куртку — также с енотовым мехом на капюшоне — за 75 латов. У нас точно такую же видела за 130 латов. Спросите: а качество? Не вылезли ли перышки, куртки–то пуховые? Ничуть. В отличие от подобного рода магазинных покупок.
Есть неплохой рыночек и в приграничье с Латвией — в Шяуляе. Автор этих строк побывал там в конце прошлого года. Из Риги автобусом мы добирались полтора часа. Шоп–тур организовала одна из небольших фирмочек — всего по 3,50 лата с человека. Экскурсионные фирмы берут за поездку в Шяуляй 10–13 латов. Но проще ехать на авто. Большинство латвийцев так и поступает. У рынка немало было машин с латвийскими номерами.
Никак не мог найти себе в Риге осеннюю кепку — на рынке барахло, в магазинах — цены кусаются. Тут нашел, что искал. Сделано в Лодзи, цена — 6 латов. Жена купила белое стеганое пальто — 15 латов. У нас такие — в полтора–два раза дороже. На рынке большой выбор всего, что угодно — от рыболовных принадлежностей до строительных материалов и посуды. Подкупает, что в отличие от латвийских торговцев, литовские шутят, балагурят, а не стоят с каменными лицами. Фраз, типа, "я не торгуюсь, потому что это не мое", не слышал. Но на рынке сложно поменять латы на литы, так что лучше это сделать заранее. Если не успели, не тратьте время в поисках меняльной конторы на рынке. Каждый торговец может продать товар и на латы, в пересчете по курсу. Но надежней, конечно, покупать на литы.
После рынка можно погулять по главной улице Шяуляя. Улица, как и весь город, построена после войны. В 1944–м, после жестоких боев, в Шяуляе мало что уцелело. Одна из немногих старинных достопримечательностей — храм XVIII столетия. Главная улица, сформированная в 1970–80–е, симпатична. Возле каждого второго здания веселый памятник — вороне, велосипеду, клоуну…
Можно съездить и в Akropolis — новый торговый центр, один из крупнейших в Балтии. Удивила тамошняя Maxima: выбор — не сравнить с нашим, цены — на порядок ниже. Есть еще в торговом центре красивый каток. Коньки лучше брать с собой — катание обойдется в копейки…
Все дороги — в Белосток
Меккой же латвийских челноков в последние год–полтора стал польский Белосток. Ближе, чем до Варшавы (до нее около 650 км, а до него — 500), а выбор не меньше.
В начале 1990–х наши везли в Польшу латвийские и российские промтовары: от кофемолок, электродрелей, телефонов — до топоров (сам как–то ехал с челноком, который вез 15 топоров!). Вырученные деньги обменивали на доллары или покупали на эти деньги ширпортреб и толкали его у нас. Сегодня ничего латвийского в Польше не предложишь — не осталось. А то, что есть — трикотаж, конфеты, шпроты — по польским меркам, дОроги. Цены там и прежде были ниже, чем здесь. После девальвации злотого — осенью 2008–го — они еще более ощутимо упали.
В Белосток "шопинг–автобусы" отправляются прямо из рижских микрорайонов. В Иманте, Болдерае, Вецмилгрависе на столбах можно увидеть объявления: "Поездки в Белосток на рынки и в универмаги. Цены на одежду и продукты в два раза ниже рижских!".
Каждую субботу в 23 часа микроавтобусы выезжают из Риги и возвращаются через сутки. Дорога туда и обратно, в которую включено сопровождение гида по торговым центрам, обойдется примерно в 15 латов. Шоп–туры организуют и туристические фирмы. Раньше они возили туристов в Белосток, главным образом, в аквапарк, а также посмотреть достопримечательности 300–тысячного города. Старый город с ратушей и рыночной площадью XVIII века, усадьбы в стиле барокко, живописные парки с дворцами. Но в последнее время переключились на шоп–туры. Стоимость поездки порядка 25 латов.
Рынок Белостока раза в три больше Центрального рижского. Там можно выбрать все: от терки для моркови — до золотых украшений. Лучший набор кастрюль, по словам тех, кто в этом разбирается, стоит примерно 36 латов на наши деньги. В наборе семь кастрюль. У нас одна такая кастрюля обойдется в 10–12 латов. Обувь, трикотаж, детская одежда, а также коляски, кроватки, вдвое дешевле, чем у нас. Причем, продукция не китайская, а польская. Есть что выиграть и тому, кто собрался делать ремонт: краски, обои в большом количестве и процентов на 60 дешевле, чем у нас.
Некоторых привлекают тамошние мебельные магазины. Все правильно: зайдите в рижский Дом мебели и обнаружите, что почти половину ассортимента составляет продукция из Польши. Только стоит она у нас процентов на 30 выше. При этом предприимчивые поляки могут за отдельную плату купленный гарнитур привезти к вашему дому в Риге.
Тот, кто знает толк в золоте, часами ходит по "золотому амбару" рынка. Да, да — для золотых украшений выделен целый амбар. Знатоки говорят, что цены вдвое ниже рижских. Хотя большая часть челноков едут сейчас не за золотом. За товарами повседневного спроса — продуктами питания, одеждой для детей и для себя.
— Уже год, как все что нужно в повседневной жизни, включая продукты, закупаем в Польше, — рассказал мне один из челноков. — Еду туда раз в два месяца. Молочные продукты — просто песня. Какой ассортимент, качество! Разве в Латвии можно узнать что такое маслянка с шоколадом? А сыры? Бри, дор–блю — просто класс. И стоят в три раза дешевле. Впрочем, никакого навара — только для себя.
Продукты латвийцы закупают не на рынке, а в торговых центрах Белостока — Auchan и Biedronka. Казалось, уж продуктами и наши магазины не обойдены, но качество не сравнить. Что бы ни твердили латвийские производители о "химических польских продуктах", наше масло, майонезы, колбасы и близко не стояли с польскими. По крайней мере, с теми, которые можно купить там. Увозят челноки и сахар. Килограмм польского — вдвое дешевле нашего.
Алкоголь — отдельная тема. Поляки, в основном, покупают вина, наши — напитки покрепче. Цены на то, что покрепче, примерно схожи с нашими, поэтому берут одну–другую бутылку белостокской "Зубровки" или фирменную тамошнюю вишневку.
И вот еще на заметку. В магазинах товар можно купить только за злотые, на рынке — и за евро. Но стоит ли овчинка выделки? Выгоднее обменять евро на злотые и покупать все в польской валюте. Однако менять нужно в Риге или на границе. На рынке курс будет не самый выгодный. Да и в поисках меняльного киоска придется убить массу времени.
На Варшаву!
Впрочем, есть челноки, оставшиеся верными испытанному маршруту — базам Варшавы. Поездка туда на 5–8–местном микроавтобусе стоит дороже — 50–55 латов. Зато мелкооптовые цены на порядок ниже розничных.
Одна из оптовых продовольственных баз расположена в местечке Жабки — под Варшавой. Работает с 7.00 до 23.00, и в ней отовариваются в основном владельцы небольших польских магазинчиков. Товар можно купить как упаковками, так и поштучно. Соответственно, на ценниках указана оптовая цена в брутто и розничная — в нетто. Первая обычно где–то на 10–20% меньше. Если сравнивать с ценами в наших магазинах, то даже розничные польские на 20–30% ниже. Судите сами: 200–граммовая баночка зернистого творога стоит 2,1 злотого (около 34 сантимов), бутылка 0,7 литра оливкового масла Extra Virgin — 11 злотых (1,84 лата), 1 кг сахара — 2,2 злотого (36 сантимов), 200–граммовая пачка сливочного масла — 2,5 злотого (42 сантима).
Оптовый рынок, расположенный на месте бывшего стадиона, действует с начала 1990–х и продолжает оставаться одним из крупнейших в странах Восточной Европы. Это, фактически, универсальный магазин под открытым небом. Начинает работу с 3 часов утра, когда здесь отовариваются оптовики. Товар скупается ящиками и упаковками. Днем рынок посещают в основном варшавяне. Там предлагается в основном продукция китайского и турецкого производства (одежда, обувь, электротехника из Китая и прочий ширпотреб), но есть и польская.
Помимо стадиона есть оптовые базы в пригородах Варшавы. Каждая специализируется по видам товаров — одежда, саженцы, семена, луковицы, товары для дома, обувь…
Почти во всех районах Варшавы работают китайские рынки. На рознице они не останавливаются и открывают свои оптовые центры. Вот здесь можно встретить покупателей чуть ли не со всей Европы. Приезжают машины с голландскими, чешскими, литовскими, латвийскими и болгарскими номерами. Розничному покупателю здесь делать нечего, джинсы реализуются упаковками по 30 штук, куртки — по 20 штук.
В гости к батьке
Многие жители Латгалии отовариваться предпочитают в Белорусссии. Правда, тут много подводных камней. Поскольку страна не входит в ЕС, существует ряд ограничений по вывозу товаров с ее территории без уплаты таможенных пошлин. В частности, бесплатно можно вывезти разнообразной продукции для личного пользования общей стоимостью не более 175 евро на одного человека. Однако для некоторых видов товаров существуют еще и дополнительные ограничения: один человек может вывезти только 200 сигарет (или 50 сигар, или 250 граммов табака), 1 литр спиртных напитков и пару литров негазированного вина. Учитывая, что "у батьки" пачка сигарет на наши деньги стоит, в среднем, сантимов 40, а бутылка водки — где–то около одного лата с небольшим, это — серьезное ограничение.
Впрочем, даже несмотря на ограничения белорусские рынки и магазины являются привлекательными для латвийцев. В Белоруссии даугавпилчане заправляют баки своих автомобилей бензином или дизельным топливом (которое дешевле там процентов на 30–35), закупают хлебобулочную продукцию (в три–четыре раза дешевле, чем в Латвии), рыбу (которая примерно в два раза дешевле), крупу, муку, разнообразные сладости, сахар (примерно на 20 % дешевле), кофе, чай, подсолнечное масло (в три раза дешевле), лекарства (дешевле в три–четыре раза), косметику, одежду, обувь и т. д. Все это можно приобрести как в магазинах, так и на рынках. Однако разумнее всего посетить и те, и другие — чтобы определиться с наиболее оптимальными вариантами закупок.
Жители Латгалии, еще не имеющие большого опыта в белорусских поездках, в первую очередь устремляются на рынок и в магазины Браслава — небольшого городка, ближе всех расположенного к латвийской границе. Дескать, цены в магазинах по всей стране одинаковые ( они там регулируются государством). Верно, но на рынках цены отличаются. И в приграничье с Латвией, куда часто приезжают латвийцы, они будут выше, чем в глубине страны. Поэтому есть резон проехать дальше. Лучше уж преодолеть 170 километров до Новополоцка, чем толкаться среди таких же латвийцев по браславскому рынку. Отправляясь в Беларусь, необходимо учитывать также, что часа полтора–два придется простоять на приграничном контрольно–пропускном пункте, так как большинство дорог, ведущих в эту республику, отличаются очень оживленным движением. Правда, по ночам очереди на границе не такие большие. Опять же, если по дороге через Краславу едешь на Верхнедвинск, то границу можно проскочить быстрее — данный маршрут является куда менее оживленным.
Послесловие
Глава Латвийской ассоциации торговцев Хенрик Данусевич сетует, что у челноков сейчас трудные времена. Нет больше ярмарок во Дворце спорта, на "Альфе", поэтому сбыть товар могут только те, у кого точки на рынках, лотки в торговых центрах. С ним нельзя не согласиться. Власти сделали все, чтобы задушить народ, чтобы все повыезжали или поумирали. Чтобы остались 100 "лучших людей страны", их родственники в министерствах и департаментах. Но народ все равно держится. И использует все возможности, чтобы выжить. Кто–то — челночные поездки для бизнеса, большинство — для повседневных нужд. Душили вы нас, душили, душили… А мы живем! Назло вам. Так что, не дождетесь…
Информационный портал Даугавпилса; 14.05.10