06.07.07

Латвийские дороги дошли до конца

Вчера в Латвии завершилась железнодорожная реформа. Все перевозки грузов от лица государственной компании теперь будет осуществлять ее «дочка» LDz Cargo.

Реструктуризация государственной железнодорожной компании LDz («Латвийская железная дорога», Latvijas dzelzcels) закончилась в четверг 5 июля, когда была завершена процедура государственной регистрации ее дочерних компаний, рассказала «Гудку» руководитель отдела общественных связей LDz Бейрута Саксе.

Теперь LDz превратится в холдинг, объединяющий семь дочерних компаний. До этого они входили в структуру компании LDz как управления.

«После завершения реструктуризации железных дорог Латвии в ближайшие несколько лет никаких изменений в созданной системе не предвидится», – говорит глава создаваемой LDz Cargo Эрик Шмукстс.

LDz Cargo начала работать в ночь с 4 на 5 июля. «Все договоры на перевозку грузов, которые были у LDz, нами уже перезаключены, – рассказывает Эрик Шмукстс. – Часть была переписана автоматически, часть пришлось заключать заново. Но договоры принимаются нами без изменений и будут выполняться до конца 2007 года».

Эрик Шмукстс рассчитывает, что по итогам 2007 года LDz Cargo получит прибыль до уплаты налогов около 400 тыс. латов (20 млн руб.). «Это минимальная прибыль, которая позволит нам выйти на операционную рентабельность», – поясняет он.

Еще в середине 2005 года при обсуждении в латвийском правительстве целей реформы называлось увеличение объема перевозок до 100 млн тонн к 2010 – 2012 годам. В 2006 году LDz перевезла 48,7 тыс. тонн грузов.

Латвийские железнодорожные экспедиторы не ожидают больших изменений после начала работы LDz Cargo.

«Видимо, реформа нужна самой железной дороге. Мы как платили, так и платим, – заявил «Гудку» председатель правления ООО «Алпа-центрумс Латвия» Евгений Бортников. – Думаю, что LDz Cargo не станет конкурировать с мелкими компаниями, но с высокой долей вероятности заберет на себя перевозки к морским портам, которые пока захвачены кептивными компаниями портов».

«Пока тяжело сказать, как реформа отразится на нас, – говорит генеральный директор компании «ТрансЛат» Александр Пресняков. – У LDz Cargo есть административный ресурс, и при желании компания сможет получить значительную часть рынка, особенно на транзитных перевозках.

Конечно, в Латвии есть антимонопольное законодательство, но пока правительство не очень успешно борется с национальными монополиями».

По сообщению пресс-службы LDz, с 1 июля компания уже повысила плату за грузовые перевозки в среднем на 6 – 8%. В основном она связана с повышением платы за пользование инфраструктурой.

Начальник отдела исследования железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук обращает внимание на то, что общества с ограниченной ответственностью гораздо менее прозрачны по сравнению с акционерными обществами.

«Передача отдельному обществу управления инфраструктурой позволит отделить управленческие расходы центрального аппарата. Однако это одновременно увеличит и общие расходы на управление», – говорит эксперт.

Оценить же реформу Латвийских железных дорог Владимир Савчук считает возможным только через один-два года, когда будет накоплено достаточно статистических данных для анализа.

Павел АРАБОВ

Состав железнодорожного холдинга Латвии:

– АО Pasazieru vilciens (пассажирские перевозки);
– АО Starptautiskie pasazieru parvadajumi (международные пассажирские перевозки);
– АО VRC Zasulauks (центр ремонта локомотивов);
– ООО Dzelzcela apsardze (железнодорожная охрана);
– ООО LDz infrastruktura (инфраструктура LDz);
– ООО LDz Cargo (грузовые перевозки);
– ООО LDz ritosa sastava serviss (обслуживание подвижного состава).

«Гудок» 06.07.2007