Культурные ценности: что и как можно перевозить через границу
«Город на Бире» – Немало детективов создано на эту тему. Взять хотя бы «Возвращение святого Луки» – фильм, основанный на реальном событии: краже картины Франса Хальса из Пушкинского музея. Разумеется, истории, в которых фигурируют произведения гениальных творцов, случаются нечасто и потому сразу же привлекают общественное внимание. Однако на границе задерживают не только шедевры
В ЕАО действуют три пограничных перехода с обязательным таможенным контролем перевозимых грузов. Объектами внимания в основном становятся потребительские товары. В личном багаже находят обувь или одежду в количестве, достаточном для их коммерческой перепродажи. Пресекаются попытки вывоза животных, растений. Не единичны случаи задержания пассажиров, пытающихся тайно передать в Китай части животных, которые используются в восточной медицине, например, лапы или желчь медведей.
Что касается культурных ценностей, то на границе ЕАО с Китаем обстановка в целом спокойная. Поблизости нет музеев с произведениями и экспонатами баснословной стоимости. На современные сувениры и предметы культурного назначения серийного и массового производства действие закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» не распространяется. Но даже при этом в преддверии сезона отпусков полезно знать: если товарищу, который живёт, например, в Харбине, вы везёте в подарок картину, например, Владислава Цапа, её нужно задекларировать. Ещё лучше – запастись специальным разрешением от Управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по ДФО. Находится оно в Хабаровске. То же относится к скульптурам и другим поделкам местных художников и промысловиков.
СЛУЧАИ ЗАДЕРЖАНИЯ и изъятия предметов, относящихся к категории «Культурные ценности», в практике Биробиджанской таможни всё же были. Самый запоминающийся произошел летом 2015 года. При таможенном осмотре в Нижнеленинском автобуса, следующего из Биробиджана в Тунцзян, под задним сиденьем был обнаружен полиэтиленовый пакет. В нём – какой-то металлический диск с ажурной резьбой, китайские и советские значки, жетон «К 100-летнему юбилею Отечественной войны 2012 года», камень, похожий на древний топор, металлическая табличка с выбитым на ней русским текстом, а также медная табличка с вырезанным на ней гербом СССР. Выяснилось, что эти разнородные предметы принадлежат гражданину КНР Тянь Цилу. Тот объяснил, что всё это он купил на рынке в Хабаровске за пять тысяч рублей для собственной коллекции. Разрешения на вывоз предметов у него не было, поэтому их изъяли и отправили во Владивосток, в экспертно-криминалистическую таможенную службу.
Из заключения специалистов этого учреждения следовало, что только один из предметов, а именно – рельефное клише для получения изображения советского герба, не имеет культурной ценности.
Диск с ажурной резьбой (1) оказался амулетом, изготовленным в период Сун, то есть в Х-XIV веках. Признаков подделки современного изделия под глубокую старину не обнаружено.
Следов современной обработки не было и на кремниевом камне эпохи неолита (2). Его культурная ценность несомненна.
Гораздо моложе этих предметов, но тоже солидного возраста, табличка к списку с Толгской иконы Божией Матери – чудотворного образа XIII века (3). Оригинал хранится в Третьяковской галерее, но известно несколько копий с него. Иконописцы, выполнявшие их, на обратной стороне прикрепляли таблички – своеобразные подписи художника. Табличка, изъятая на Биробиджанской таможне, – «подпись» крестьянина деревни Осаново Дмитрия Алексеевича Потанина. Тоже экспонат незаурядный.
Согласно тому же закону, из страны запрещён вывоз предметов коллекционирования: старинных монет, орденов, медалей, печатей...
Художественная ценность юбилейного жетона, прославляющего русских воинов 1812 года (4), невелика. Таких сувениров 105 лет назад было выпущено очень много. Они были разнообразны по графическому исполнению (изъятый жетон относится к серии «Пожар Москвы 1812 года»), выполнялись разными мастерскими и были довольно грубой поделкой. Однако много ли их сохранилось? Так что коллекционеры могут хорошо заплатить за этот жетон.
Советским и китайским значкам, которые пытался провезти Тянь Цилу, ста лет ещё не исполнилось, но эксперты и их признали культурными ценностями.
Один из них – «Почётному железнодорожнику» (5). Первую серию таких значков выпустили в 1936 году в количестве всего 200 экземпляров, и сегодня они высоко ценятся фалеристами – собирателями значков, орденов, медалей. Изготовлен он из серебра 916-й пробы, о чём имеется отметка. Изъятый в ЕАО значок дешевле. Он выполнен из бронзы с никелированной поверхностью в период с 1941 по 1960 год. Тем не менее и он достоин занять почётное место в любой коллекции.
Другой нагрудный знак – китайский – был учреждён в 1953 году, им награждали воинов Корпуса китайских народных добровольцев, принимавших участие в Корейской войне на стороне КНДР (6). То есть это подлинная награда, а значит, перевозить её через границу нельзя.
Эксперты из Приморья произвели и оценку рыночной стоимости изъятых предметов. К моему удивлению, она оказалась не очень высокой. Самый дорогой – наградной памятный знак «Почётному железнодорожнику», семь тысяч рублей. Древний амулет потянул почти на шесть с половиной тысяч. Жетон «Пожар Москвы 1812 года» оценён в 3900 рублей. Остальные предметы в России можно было бы продать не дороже нескольких сотен. Общая сумма коллекции – 18,5 тысячи рублей. Что выручил бы за неё Тянь Цилу у себя на родине, неизвестно.
Когда заключение экспертов было готово, состоялся суд. Тянь Цилу на него не приехал. Его вину судья признал доказанной. Наказание – конфискация изъятых предметов.
О СУДЬБЕ того, что изымается на границе, мне рассказал главный государственный таможенный инспектор отдела таможенных платежей Биробиджанской таможни Евгений ЕРЁМКИН. Если предметы не относятся к культурным ценностям, их передают в Росимущество, где и уничтожают. В виде исключения, когда партии товаров большие, они могут быть переданы в Красный Крест или органы соцзащиты.
– Дело в том, что процедура передачи конфиската кому-нибудь весьма сложна, – объяснил Евгений Викторович. – Она требует оформления массы документов, согласования с федеральными органами.
Культурные ценности, о которых рассказано в этой статье, таможенники решили сохранить и передать областному краеведческому музею. Правда, увидеть их своими глазами мне не довелось. Как объяснили в музее, предметы описали и отправили в запасники. Возможно, когда-нибудь им и найдётся применение.