Кто заплатит за доставку?
В ближайшие 20 лет операторы транспортной инфраструктуры столкнутся с увеличением спроса на свои услуги, ограниченностью финансовых ресурсов, недостатками в системе снабжения и необходимостью эффективного управления спросом. Таковы основные выводы отчета «Транспорт и логистика в 2030 году», подготовленного специалистами практики PricewaterhouseCoopers по предоставлению услуг предприятиям отрасли транспорта и логистики в сотрудничестве с Институтом управления цепочками поставок при Европейской школе бизнеса.
По прогнозам, проблема нехватки транспортной инфраструктуры не будет решена к 2030 году. Предполагается, что индустриально развитые страны будут занимать ведущие позиции в предоставлении услуг транспортной инфраструктуры (вероятность этого события составляет 60 процентов). Что касается России, то она, хотя и осуществляет серьезные инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры, все же не сможет полностью ликвидировать существующее отставание к 2030 году.
Александр Синявский, партнер и руководитель российской практики по оказанию услуг компаниям транспортной отрасли PricewaterhouseCoopers в России, следующим образом комментирует эту ситуацию: «Нехватка финансирования вызывает серьезную озабоченность на всех уровнях инфраструктуры: местном, национальном и международном. Важнейшей задачей как для государственного, так и для частного сектора станут поиски путей развития сотрудничества и формирование оптимальной ситуации, обеспечивающей экономические выгоды для обеих сторон».
Государственные органы как в индустриально развитых, так и в быстроразвивающихся странах сталкиваются с огромными сложностями при выделении достаточных финансовых ресурсов на осуществление инвестиций в транспортную инфраструктуру, поэтому финансирование действующих объектов инфраструктуры будет более затруднительным, чем привлечение инвестиций в новые инфраструктурные проекты.
Конкурентные преимущества могут быть реализованы на основе наиболее полного использования тех возможностей, которые открывает интеграция логистики (формирование «логистических кластеров»), предполагающая объединение усилий предприятий отрасли, научного сообщества и государственных учреждений. По мнению специалистов, такие кластеры приведут в действие новые механизмы развития транспортной инфраструктуры (вероятность такого развития событий составляет 75 процентов).
К тому же затраты на природоохранные мероприятия станут неотъемлемой частью оценки полной стоимости проектов в области транспортной инфраструктуры. Кроме того, к 2030 году операторы транспортной инфраструктуры будут участвовать в системе торговли квотами на выбросы в атмосферу (вероятность этого оценивается на уровне 78 процентов).
Анализ, проведенный специалистами PwC, показывает с определенной вероятностью, что к 2019 году объем производства быстроразвивающихся и развивающихся стран практически сравняется, но этот паритет удержится недолго, поскольку страны E7 (Китай, Индия, Бразилия, Россия, Мексика, Индонезия и Турция) сохранят более мощный потенциал роста. С 2020 года страны Е7 обгонят страны G7 по совокупному ВВП, который, по прогнозам PwC, к 2030 году будет на 30 процентов больше, чем совокупный ВВП стран G7.
Рой Камминс, коммерческий директор компании Global Ports Investments Plc, отметил в связи с этим: «Задачи экономического роста потребуют непрерывных капиталовложений в транспортную инфраструктуру в предстоящие десятилетия. Страны с быстроразвивающейся экономикой, подобные России, будут догонять лидеров в области предложения услуг транспортной инфраструктуры за счет инвестиций частного сектора, осуществляемых под влиянием увеличивающегося спроса, что уже наблюдается в портовой индустрии».
Одним из важнейших показателей при оценке будущих потребностей в развитии инфраструктуры общественного транспорта является плотность населения, которое продолжает расти и предположительно увеличится к 2030 году на 1,4 млрд человек. В связи с этим на быстроразвивающихся рынках уже сейчас реализуется целый ряд важных проектов.
Например, Россия планирует к 2030 году построить 20 000 км новых железных дорог, что будет означать 24-процентный рост их протяженности в стране. В марте 2010 года Китай объявил о планах строительства трех крупнейших железнодорожных коридоров, что станет крупнейшим в истории инфраструктурным проектом. Один из этих железнодорожных коридоров соединит Пекин и Лондон, второй свяжет воедино такие страны Азии, как Малайзия, Бирма, Вьетнам, Таиланд и Китай, а третий будет проходить через территорию Китая, России и Германии.
По данным отчета Международного транспортного форума, начиная с 2003 года темпы роста инвестиций в транспортную инфраструктуру в странах Центральной и Восточной Европы, в частности в Российской Федерации, существенно возросли, в то время как в Западной Европе и США они остаются довольно сдержанными.
Народная газета; 01.07.10