16.06.06

Кто владеет информацией, тот правит морем

"Сегодня происходит стабильное укрепление портовой инфраструктуры, и Россия развивается как сильная морская и речная держава. Эти факторы обуславливают необходимость интеграции разрозненных элементов отраслевой сети связи и создания Единого информационного пространства", - считает Сергей Пономаренко, заместитель начальника отдела связи, навигации и научной деятельности Федерального агентства морского и речного транспорта Минтранса России.

- Сергей Александрович, в рамках ФЦП "Модернизация транспортной системы" уделяется большое внимание внедрению инфотелекоммуникационных технологий. Насколько актуален этот вопрос для водного транспорта и портового хозяйства и какая работа ведется здесь Федеральным агентством морского и речного транспорта?

- На сегодняшний день внедрение современных телекоммуникационных и информационных технологий на морском транспорте страны идет более активно и полно по сравнению с ВВП, что связано с мощным развитием портовой инфраструктуры и с выполнением Российской Федерацией взятых международных обязательств, а также с участием в ряде совместных с соседними странами проектов по развитию информационных систем на прибрежных морях.

Что касается реализации заложенных в ФЦП "Модернизация транспортной системы" положений, Агентство обеспечивает внедрение и развитие инфотелекоммуникационных технологий по ряду направлений. На внутреннем водном транспорте это создание интегрированной технологической сети связи ВВТ на основе современных цифровых технологий, а также сети речных береговых информационных систем (имеющих в своем составе Системы управления движением судов) и станций автоматической идентификации на речных бассейнах. Если говорить о морском транспорте, следует назвать создание совместных Региональных систем безопасности мореплавания с использованием передовых телекоммуникационных и информационных технологий; создание информационных систем, повышающих эффективность управления, обеспечения производственной деятельности и управление имуществом; создание и развитие Единой отраслевой телекоммуникационной системы портов (ЕОТСП).

- Понятно, что столь масштабная работа не только капиталоемка, но и требует наличия соответствующей инфраструктуры. Как технологически обеспечивается внедрение информационных технологий?

- Разработка и внедрение проектов по названным направлениям в первую очередь опирается на использование современных сетей цифровой связи, созданных ОАО "РЖД", ОАО "РосТелеКом" и ЗАО "ТрансТелеКом".

До последнего времени существующие сети связи внутреннего водного и морского транспорта оставались аналоговыми, фрагментарными и не обеспечивали требования по управлению сложным техническим комплексом, каким является морской и речной транспорт.

В 2002 году Росречфлотом были проработаны возможные варианты построения экономичной цифровой связи на базе волоконной сети связи компании "ТрансТелеКом", а в начале текущего года создана межведомственная рабочая группа для подготовки соответствующего совместного соглашения по развитию информационных технологий на водном транспорте. Обоснованный и принятый вариант включил использование на большинстве магистральных направлений готовых цифровых сетей "ТрансТелеКом", "Ростелеком" и других операторов, а также создание узлов доступа, работающих в мультисервисном режиме, в основных опорных точках магистральной и зоновых (бассейновых) сетей связи отрасли.

В результате был разработан проект ТЭО "Интегрированная технологическая сеть связи внутреннего водного транспорта", в которой 34 узла доступа совпадают с узлами связи первичных сетей других операторов, 10 узлов не совпадают и включаются по собственным или арендуемым линиям, а четыре удаленных узла Якутск, Печора, Салехард и Калининград включаются через спутниковые станции С-диапазона.

- Не секрет, что действующие бассейновые системы связи значительно изношены. Будет ли проводиться их модернизация?

- Да, анализ качественной стороны функционирования бассейновых систем связи, которые создавались и оснащались техникой в основном в 60-е - 70-е годы прошлого века, говорит о выработке их технического ресурса. То же самое можно сказать о коммутационной, каналообразующей и оконечной аппаратуре. Воздушные линии связи закрываются и списываются в связи с полной неэффективностью эксплуатации. Иными словами, действующая комплексная система электросвязи внутреннего водного транспорта (КСЭ ВВТ) находится на пределе возможностей выполнения целевых задач.

Реализация подпрограммы "Внутренний водный транспорт" ФЦП развития транспорта России до 2010 года предусматривает проведение работ по реконструкции данной системы. Хочу подчеркнуть, что эти работы проводятся в первую очередь в бассейнах европейской части страны на участках прохождения международных транспортных коридоров, то есть там, где имеется достаточно интенсивное судоходство. Разработаны и находятся на утверждении ТЭО проекты Волжского, Северо-Двинского, Кочетсковского гидроузла Азово-Донского бассейна, Волго-Донского, Беломоро-Онежского и Волго-Камского речных бассейнов. Отработаны Соглашения с другими операторами цифровых сетей.

- Вопросы безопасности одни из наиболее актуальных для транспортного комплекса, особенно для морского флота

- Совершенно верно, поэтому в рамках проектов по информатизации данному вопросу уделяется значительное внимание. По поручению Правительства РФ Минтрансом была разработана концепция создания Региональной системы безопасности мореплавания (РСБМ) в восточной части Финского залива, в которой используются самые передовые технологии спутниковой навигации, радиолокации и информатики на основе последних рекомендаций Международной морской организации (ИМО) и Международной ассоциации маячных служб (МАМС - IALA). Система обеспечивает мониторинг судов в реальном времени и обмен любой информацией, значимой для обеспечения безопасности мореплавания. Функциональные возможности РСБМ позволяют эффективно использовать ее в целях охраны судов и портовых сооружений при проведении комплекса антитеррористических мероприятий.

С вводом в эксплуатацию РСБМ в восточной части Финского залива стало возможным функционирование Единой российско-финско-эстонской интегрированной информационной системы контроля и управления судоходством (VTMIS - Vessel Traffic Management and Information System) Финского залива, создаваемой в соответствии с Меморандумом взаимопонимания, подписанным в 2001 году Министерством транспорта и связи Финляндии, Министерством транспорта и связи Эстонии и Министерством транспорта Российской Федерации.

Для обеспечения эффективной работы VTMIS Финского залива, функционирование которой предусмотрено на основе информационной интеграции существующих и создаваемых национальных систем обеспечения безопасности мореплавания, завершается работа по формированию принципов межнационального обмена информацией (уточнение состава и технических средств обмена; видов информации; форматов сообщений, подлежащих обмену в рамках VTMIS и др.).

- Осуществляется ли взаимодействие и с другими странами Балтийского региона?

- Безусловно. Минтранс и подведомственные организации активно участвуют в мероприятиях по реализации проекта создания Межгосударственной системы мониторинга морских судов в Балтийском море с использованием технологий автоматической идентификационной системы (проект HELCOM-AIS). В свою очередь, AIS была создана в соответствии с Декларацией, подписанной 10 сентября 2001 года в Копенгагене на чрезвычайном совещании стран-членов Хельсинской комиссии по защите окружающей среды Балтийского моря от загрязнения, в состав которой входит и Россия.

В реализации проекта HELCOM-AIS принимали участие представители девяти стран Балтийского региона: Дания, Эстония, Финляндия, ФРГ, Латвия, Литва, Польша, Россия и Швеция. В 2003 году к проекту присоединилась и Норвегия.

Как и было предусмотрено Декларацией от 10 сентября 2001 года, система HELCOM-AIS введена в штатную эксплуатацию с первого июля 2005-го и обслуживает всю акваторию Балтийского моря, включая балтийские проливы с подходами.

Продолжая расширение международного сотрудничества с сопредельными странами по созданию единых информационных систем и с учетом опыта построения такой системы в Финском заливе, 29 марта этого года был подписан Меморандум с Норвегией по укреплению сотрудничества в целях повышения уровня безопасности мореплавания на морских путях Норвежского и Баренцева морей.

РЖД-Партнер; 16.06.06