Кто построит логистический конвейер
Российский рынок транспортно-логистических услуг переходит к стандартам работы, принятым за рубежом. Уже сегодня около 20% отечественных промышленных компаний отдают процесс управления цепями поставок на аутсорсинг.
Остановка Суэцкого канала показала, насколько современный мир зависит от логистики. Поставка товаров точно в срок — одно из условий работы экономики. Небольшие сбои в этой точно настроенной системе приводят к множеству экономических последствий.
Логистика уже давно стала сложным и глобальным механизмом, а конкурентоспособность и эффективность любого предприятия сегодня не только в ноу-хау, технологиях, квалификации работников, но и в отлаженных логистических процессах. Это мировой тренд, и российская экономика постепенно адаптируется к международным стандартам работы.
Яркий пример такой компании — интегратора логистических услуг — DHL Supply Chain, которая обеспечивает транспортно-логистическими услугами корпорацию British American Tobacco. Как провайдер она занимается планированием поставок и закупок, определяет и отслеживает маршруты, оформляет и страхует грузы. Другой пример — французская GEFCO, которая предоставляет автоконцернам услуги комплексной логистики и снабжения их заводов по всему миру.
Глобальный снабженец
Логистические операторы предлагают больше, чем услуги перевозки или «растаможки». Они участвуют в планировании логических процессов и фактически включены в хозяйственную деятельность своих клиентов, осуществляя IT-интеграцию между системами всех участников товарной цепи. Наличие такого логистического оператора особенно удобно для промышленных клиентов: им не надо тратить ресурсы и средства на выстраивание работы системы поставки, что особенно проблематично при работе с несколькими разными операторами, тем более если поставки идут из разных стран.
«Пока большинство отечественных предприятий применяют стандартные системы и цифровые платформы для управления своими цепями поставок. Чтобы сделать их эффективнее, требуются современные кастомизированные решения, которые уже разработали и могут предоставить игроки рынка логистики», — говорит директор по продажам компании «Салаир» Давид Шамаев.
«Салаир» внедряет систему комплексной логистики для одного из крупных промышленных холдингов в стране. В качестве оператора компания осуществляет планирование, управление и контроль цепочек поставок заказчика. «Основные задачи проекта — сократить запасы и связанный капитал, получить высокую готовность продукции к поставке, а также ускорить время выполнения заказов с повышением качества и, как следствие, ускорить оборачиваемость капитала», — рассказывает Давид Шамаев.
Сегодня «Салаир» перевозит для своих клиентов более 700 тыс. тонн грузов в год, при этом логистика не ограничивается одним видом транспорта и может включать в себя весь комплекс логистического обслуживания промышленных предприятий, от сырья до готовой продукции, по всей территории страны. Сервис крайне популярен у клиентов, и даже в прошлый кризисный год выручка ООО «Салаир» выросла на 33,8%, до 5,55 млрд рублей, чистая прибыль — на 118%, до 1,02 млрд рублей.
Оцифровать логистику
Цифровая трансформация предприятий и автоматизация логистики становятся нормой и необходимостью не только для развития бизнеса, но и для долгосрочной устойчивости процессов компании. Практика подтверждает, что цифровизация логистики обычно происходит в трех основных областях: управление складом, внутризаводская логистика и логистика доставки и распределения.
Для логистики цифровизация — это действительно актуальная проблема. Динамичная среда отрасли постоянно порождает требования к качеству, гибкости и типу предлагаемых услуг. Чтобы минимизировать операционные расходы, компании вынуждены пересматривать свои бизнес-модели, чтобы обеспечить плавность и надежность цепочки поставок.
Согласно исследованию консалтинговой компании McKinsey, основными направлениями цифровых стратегий (и, следовательно, инвестиций) являются каналы сбыта и маркетинг (49%), продукты и услуги (21%). Только 2% опрошенных заявили, что они планируют реализовать инициативы по цифровой трансформации в своих цепях поставок.
«У каждой компании свои стратегические цели, поэтому полноценный сервис для каждого предприятия создается индивидуально», — говорит Давид Шамаев. На данный момент на российском рынке практически отсутствуют компании, готовые обеспечить комплексную логистику промышленных предприятий. При этом исходя из имеющейся практики можно оценить потенциальные итоги такого проекта для промышленников. В первую очередь это контроль и сокращение уровня запасов на 15–30%, снижение стоимости складских операций примерно на 15% (за счет повышения эффективности труда в складской деятельности). За счет консолидации закупок однотипной продукции можно добиться снижения закупочных цен на 5–10%, а расходов на доставку и хранение — на 20–30%, увеличив загрузку используемых активов. Еще один аспект — возможность снизить риски и долговую нагрузку за счет выкупа товарно-материальных ценностей на баланс оператора.