09.08.19

Кто отвечает за порчу груза при перевозке?

Во время транспортировки пострадал груз? Разберёмся, кто будет нести ответственность за его порчу.

В пути может случиться всякое. Наша редакция выяснила, кто и на каком этапе грузоперевозки отвечает за повреждение груза.

Ответственность водителя

По сегодняшним правилам водитель грузовика зачастую перенимает на себя функции экспедитора. Другими словами, водитель несёт ответственность за сохранность груза с момента его погрузки до доставки к месту назначения. Рассмотрим ситуацию – в дороге произошло ДТП, в результате которого груз повредился. Как за это будет отвечать водитель?

Тут следует различать просто водителя и водителя-экспедитора. В первом случае при ДТП водитель будет нести ответственность только за предоставленное работодателем транспортное средство. Если же транспортная компания возложила по договору на водителя ещё и функции экспедитора, то водитель-экспедитор при ДТП будет отвечать не только за транспортное средство, но и за перевозимый груз.

Ответственность компании-перевозчика

Согласно п. 1 ст. 796 ГК РФ перевозчик ответственен за сохранность вверенного ему груза с момента принятия груза к транспортировке до выдачи грузополучателю. Допустим, что в процессе транспортировки груз был повреждён. Кто виноват? Компания-перевозчик. Однако перевозчик может избежать ответственности, если докажет, что порча груза произошла по обстоятельствам, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

В противном случае транспортная компании обязана возместить ущерб, который был причинён при транспортировке груза. Согласно п. 2 ст. 796 ГК РФ под ущербом понимается сумма, на которую понизилась стоимость испорченного груза. Перевозчику нужно помнить, что возмещая ущерб, он не становятся собственником испорченного товара. Груз переходит в собственность только на основании договора «купли-продажи».

Ответственность грузоотправителя

Случаев, когда вина в порче товара лежит на грузоотправителе, очень мало. Предположим, груз был недостаточно крепко и прочно закреплён в кузове автомобиля или качество упаковки не отвечало установленным требованиям. Произошло ДТП или водитель решил «полихачить» по трассе. Груз выпал из грузового места и разбился. Вина в этом лежит на грузоотправителе, так как он ответственен за крепление груза в кузове.

Подтвердим наш пример нормативными документами. В соответствии с п. 2 ст. 10 Устава автомобильного транспорта грузоотправитель должен подготовить груз к перевозке так, чтобы обеспечить безопасность его транспортировки и сохранность груза, а также не допустить повреждение транспортного средства. Согласно п. 8 ст. 11 этого же документа грузоотправитель осуществляет погрузку товара в транспортное средство, если иное не предусмотрено договором перевозки.

Порядок действий при обнаружении порчи груза

Водитель прибыл к месту назначения, открыл кузов и обнаружил, что транспортируемый груз был испорчен — например, выпал из своего грузового места. Что нужно делать? В первую очередь, необходимо осмотреть груз, зафиксировать внешние нарушения, именно эти данные станут основой для составления соответствующего акта. В спорных случаях советуем оперативно вызвать эксперта, который может определить размер ущерба. Такого специалиста можно найти в торгово-промышленной палате вашего региона.

Далее переходим к составлению официальных документов касательно повреждения груза. Акт составляется в присутствии грузополучателя и водителя. Отметим, что документ оформляется в момент получения груза или на следующий день. Закон требует уложиться в эти сроки. В акте должны быть отмечены следующие данные:

  • место и дата составления документа;
  • перечень лиц, которые участвовали в составлении акта;
  • размер ущерба и характер повреждений;
  • подписи всех присутствующих при оформлении акта.

Если сотрудники транспортной компании отказываются подписывать акт, то грузополучатель имеет право составить акт в одностороннем порядке, письменно уведомив об этом владельца транспортной компании.

Акт составили, теперь приступаем к составлению претензии к перевозчику о повреждении груза. В бланке необходимо прописать дату доставки, место, характер повреждений. К бланку прилагаем также копии всех сопроводительных документов. Рассматривать обращение транспортная компания может на протяжении месяца с момента получения документа. Если грузоотправителя не устраивает ответ перевозчика, то следующим шагом станет обращение в арбитражный суд.

Транспортировка груза – очень ответственный процесс для всех её участников. Чтобы избежать неприятных инцидентов, каждая сторона должна строго выполнять свои обязанности.

Транспортно-Логистические Новости