10.11.16

Крыму проложили новую логистику

Со следующей недели на Кубани кардинально меняется логистика переправы большегрузных машин из порта Кавказ в Крым. Грузовики из Краснодарского края будут доставляться паромами в порт Камыш-Бурун. С середины 2015 года компания «Генинвест» вложила в модернизацию его инфраструктуры 450 млн руб. Организация намерена инвестировать еще 700 млн руб. и резко повысить темпы работ по созданию логистического хаба, в перспективе нарастив мощности порта с нынешних 300 тыс. т груза в год до 5 млн т. По мнению одних экспертов, проект может занять свою нишу в сегменте обслуживания судов дедвейтом до 15–20 тыс. т. Другие считают его сомнительным из-за жесткой конкуренции с индустриально-портовыми конгломерациями Новороссийска и Тамани, однако отмечают перспективы порта с точки зрения развития морского сообщения между регионами.

Со следующей недели паромы из кубанского порта Кавказ в Крым с большегрузным автотранспортом пойдут по новому маршруту в керченский порт Камыш-Бурун. Компания «Генинвест» с июня 2015 года вложила в проект его организации и реконструкцию портового и причально-разгрузочного комплексов около 450 млн руб. и планирует инвестировать еще порядка 700 млн руб., рассказал „Ъ“ сегодня ее генеральный директор Игорь Чистяков. Первый установочный рейс паром «Победа» совершил вчера, через неделю откроется регулярное сообщение — ориентировочно такой срок займет оформление последних разрешительных документов, отметил он. «Объем перевалки грузов в порту Камыш-Бурун в 2015 году был на уровне 3 тыс. т, за девять месяцев это года составил порядка 300 тыс. т, а в советский период доходил до 5 млн т в год, к чему мы и стремимся сейчас»,— акцентировал господин Чистяков. По его словам, инвестор арендовал порт на 49 лет, изменения в маршрут большегрузов внесли из-за многокилометровых заторов и серьезного ущерба дорогам, нанесенного грузовиками, выезжающими из порта «Крым» на автотрассу Керчь—Симферополь по центральным улицам города. Игорь Чистяков рассказал „Ъ“, что работы по восстановлению всего портового комплекса, в который не вкладывали средства 23 года, начали в июне 2015 года, в мае этого года приступили к бетонированию автодорог, выкупили у украинского собственника комплекс зданий и сооружений, где сейчас заканчивают ремонт зала обслуживания, касс, зоны отдыха, благоустроенной накопительной площадки на 120 автомобилей, складов открытого хранения на 150 тыс. т. Всего на территории порта может находиться до 800 большегрузов. В ближайшее время начнется монтаж склада закрытого хранения площадью 4 тыс. кв. м и углубление акватории порта до 9 м, сообщил собеседник „Ъ“. Господин Чистяков также обратил внимание на то, что паромная перевалка автотранспорта станет промежуточным периодом перед запуском порта на полную мощность. Это произойдет одновременно с вводом в эксплуатацию Керченского моста. По словам Игоря Чистякова, после вложения дополнительных средств, точные объемы которых сейчас определяют специалисты «Генинвеста», компания намерена резко повысить темп развития своего логистического хаба, эксплуатация Керченского моста не помешает, а будет способствовать этим планам. Он привел в пример работу портов в проливе Ла-Манш, которые успешно ведут бизнес при наличии туннеля между Англией и Францией.

С этим выводом в целом согласен ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. По его мнению, Камыш-Бурун найдет свою нишу в Азовско-Черноморсом бассейне в сегменте обслуживания судов дедвейтом до 15–20 тыс. т. Господин Баранов отметил, что развитие погрузочно-разгрузочных услуг, применение конвейерных систем, наличие выхода на железную дорогу, складское хозяйство и накопительные площадки для грузовиков могут способствовать созданию здесь универсальной логистической площадки. Говорить о доле, которую займет компания на рынке грузовых перевозок, можно будет лишь через год-два, поскольку скорректировать перспективы этого проекта могут потребности полуострова, финансовое состояние компании, действия грузоотправителей и грузополучателей, заявил эксперт.

Руководитель одного из крупнейших туроператоров России на условиях анонимности сообщил „Ъ“, что рентабельность проекта вызывает сомнения из-за серьезной конкуренции со стороны мощных индустриально-портовых конгломераций в Новороссийске и Тамани. При этом собеседник „Ъ“ считает, что по расположению порт Камыш-Бурун может уверенно участвовать в программе организации регулярного морского, в том числе и круизного, сообщения между городами-курортами Краснодарского края и Крыма. «Основная часть технической инфраструктуры для причаливания средних и больших пассажирских судов здесь есть, сервис для обслуживания водителей можно использовать для приема и логистирования туристов. Керчь и его окрестности — популярный экскурсионный объект, после изменения маршрута большегрузов улучшится экология, курортный потенциал города возрастет, что будет большим плюсом всему Крыму, который после летнего сезона 2016 года сильно подпортил себе курортную репутацию сервисом низкого уровня, неразвитой туристической инфраструктурой и плохими дорогами»,— отметил эксперт. Перенаправление грузовых потоков улучшит частоту и регулярность пассажирских рейсов в летний период, также считает он.

Коммерсантъ Кубань