01.12.08

Кризис сказался на грузообороте

РБК daily; 01.12.08

Этот год может оказаться для железнодорожников сложнее прошлого В ноябре снижение оборота грузов составило 20% к уровню ноября 2007 года, сообщило ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). В монополии прогнозируют, что если падение грузооборота продолжится теми же темпами, что и сейчас, то по итогам года объем перевозки грузов в РЖД будет на 3—4% меньше, чем в 2007 году.

В пятницу вице-президент РЖД Вадим Морозов сообщил, что компания в ноябре снизила перевозки на 20% по сравнению с ноябрем прошлого года из-за влияния экономического кризиса. По прогнозам монополии, в декабре падение грузооборота может составить более 20%. В этом случае, по словам г-на Морозова, РЖД в годовом исчислении перевезут в 2008 году на 3—4% грузов меньше, чем в 2007 году. Точкой отсчета падения объема перевозок грузов железнодорожники называют 16 октября. Таким образом, стремительное падение двух с половиной месяцев, по расчетам РЖД, превысит рост девяти с половиной месяцев. По словам Вадима Морозова, в результате монополия недополучит 50 млрд руб. выручки по итогам года.

Руководитель отдела аналитики ИА «INFOLine» Михаил Бурмистров отмечает, что по итогам этого года чистая прибыль монополии может составить не более 40 млрд руб., что более чем в два раза ниже, чем в 2007 году. Компенсировать нынешние потери РЖД собираются в том числе за счет ожидаемой с 2009 года индексации тарифов на грузовые перевозки на 14%, благодаря чему компания рассчитывает в будущем году получить 116 млрд руб., которые будут потрачены на выполнение инвестпрограммы монополии, а значит, по словам представителя РЖД, «на поддержку предприятий реального сектора экономики».

Частные железнодорожные перевозчики также страдают от падения грузооборота. Так, в группе FESCO рассказали РБК daily, что их оценка сокращения объемов перевозок грузов идентична оценке РЖД. «Конечно, показателей ниже уровня 2007 года мы не ждем, так как весь год до кризиса сильно росли, но значительное падение грузоперевозок от месяца к месяцу бьет и по нам», — говорит представитель компании. Пока ситуацию спасают энергетические угли, но их массовый вывоз — сезонное явление, вовсе не говорящее о наступлении стабильности. При этом в FESCO негативно относятся к идее повышения тарифов. «Варианта два: либо РЖД будут собирать пониженный тариф, либо не будут собирать повышенный», — резюмируют в FESCO. Отмечают снижение грузоотправки и в Globaltrans.

Представители перевозчиков полагают, что сдержать темпы падения перевозки грузов можно путем возобновлением кредитных линий для реального сектора экономики. К слову, источник на рынке рассказал РБК daily, что пока РЖД борются с падением грузооборота, подавая под погрузку в первую очередь свои собственные вагоны и вагоны своей «дочки» — Первой грузовой компании, отодвигая частный подвижной состав в хвост очереди. Наталья Сорокина из «Уралсиба» указывает, что основной инструмент противостояния кризису для РЖД — это помощь государства. «Как будут выживать частные компании, неясно, ведь им на такую помощь рассчитывать не приходится», — говорит эксперт. По ее мнению, результатом в данном случае станет значительное усиление роли РЖД на рынке за счет нерыночных процессов. Алексей Безбородов из InfraNews при этом полагает, что сократить негативное влияние кризиса, а значит уменьшить потери, могла бы оптимизация логистических схем РЖД.