Критика снизу
Вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас негативно оценил федеральную концепцию таможенного оформления и контроля на территориях, максимально приближенных к государственным границам, которая внедряется в стране последние полгода. Несмотря на созвучие мнения чиновника с мнением участников рынка, Федеральная таможенная служба пересматривать концепцию не намерена и к осени этого года ожидает ее утверждения на уровне правительства РФ.
Вчера в Санкт-Петербурге на выездном заседании экспертного совета Государственной Думы по таможенному регулированию обсуждался вопрос реализации концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к госгранице. Сама концепция в сентябре прошлого года была одобрена коллегией Федеральной таможенной службы. Концепция предусматривает поэтапный переход к таможенному оформлению и таможенному контролю в приграничных субъектах РФ и переносу пунктов таможенного оформления из крупных городов к приграничным территориям. Также предполагается дифференцировать контроль на внешних границах в зависимости от вида транспорта и перемещаемых товаров.
Как сообщил вчера Владимир Ивин, начальник аналитического отдела ФТС, концепция уже согласована со всеми заинтересованными министерствами по своей сути. "По форме осталось одно замечание министерства финансов, касающееся того, что сложно спрогнозировать в настоящее время затраты, которые потребуются для реализации этой концепции. Замечаний по сути в настоящее время нет", — отметил господин Ивин. Он добавил, что в конце апреля ожидается одобрение концепции Государственной пограничной комиссией, после чего будет разработана соответствующая федеральная целевая программа, а утверждение концепции в правительстве РФ ожидается в августе 2009 года.
Однако вчера вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас критически отозвался о федеральной концепции переноса таможенного оформления к госграницам. "Вместо внедрения этой концепции, которая потребует колоссальных вложений от государства и бизнеса, на самом деле гораздо эффективнее было бы разделить функции идентификации и досмотра и функции непосредственно таможенного оформления. Тогда можно было бы на территории, максимально приближенной к границам, делать терминалы, где бы находились государственные инспектора и занимались досмотром товара. При этом информацию по результатам досмотра они могли бы передавать по каналам связи в пункты таможенного оформления, которые бы находились в местах, максимально приближенных к получателю", — рассказывает господин Двас. По мнению вице-губернатора Ленобласти, сегодня не существует расчетов, которые бы объясняли, какой экономический эффект будет получен от внедрения федеральной концепции переноса таможенного оформления к госграницам, а ко всему прочему, ее внедрение приведет к кардинальным изменениям транспортных потоков.
Мария Чернобровкина, исполнительный директор Санкт-Петербургского отделения Американской торговой палаты в России, высказала полную солидарность с господином Двасом в оценке таможенной концепции. "Концепция не соответствует поставленным целям и задачам, при этом требует больших затрат как от федерального бюджета, так от грузовладельцев — а это крупнейшие производственные предприятия, работающие на Северо-Западе. В частности, изменения коснутся временных и материальных затрат на предоставление дополнительной документации таможенным органам, которые будут находиться за сотни километров от производственных организаций. Предприятия будут нести дополнительные затраты, что скажется на себестоимости продукции и, как следствие, на конкурентоспособности продукции, производимой в Российской Федерации", — отмечает госпожа Чернобровкина.
Участники рынка отмечают, что огромные потери понесет сформировавшийся в регионе бизнес складского хранения. Транспортно-логистические комплексы, находящиеся вдали от границ, из-за отсутствия на их территории таможенного оформления в будущем будут просто неконкурентоспособными и никому не нужными.
Юрий Ковалев, член правления Ассоциации "Транспортно-логистические комплексы Северо-Запада", рассказывает, что, по его подсчетам, для обслуживания грузопотока, в частности, на территории Выборгского района Ленобласти и Псковской области потребуется 13 крупных терминалов, с численностью персонала 450-500 человек на каждом. При этом внутренних районных ресурсов просто не хватит для обеспечения их всех высококвалифицированными кадрами. "Около 70-80 процентов сотрудников придется привозить из других регионов страны. Тут же возникнет вопрос обеспечения их жильем и социальной инфраструктурой. По грубым подсчетам, потребуется более миллиарда рублей федеральных денег для создания всей необходимой инфраструктуры для работников только одного терминала", — рассказывает господин Ковалев.
Сегодня ФТС в рамках имеющегося законодательства уже проводит концепцию в жизнь: в марте Москве уже было ликвидировано 23 поста и реорганизовано 3 таможни, в результате чего в подчинении Московской таможни осталось всего 5 постов. По мнению Владимира Ивина, в СЗФО таможенные органы не реализуют имеющийся потенциал теми темпами, как это произошло в Центральном таможенном управлении, и не стимулируют бизнес создавать терминалы вблизи границ. Он добавляет, что во втором квартале 2009 года появится список таможенных пунктов Санкт-Петербурга и Ленобласти, подлежащих переносу или ликвидации. Как сообщает пресс-служба Северо-Западного таможенного управления, на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области сегодня находится 35 пунктов таможенного оформления, из них 21 — в непосредственной близости к государственным границам.
Коммерсант 17.04.09