Криминальный реэкспорт
"Жигули" продавали за границу только на бумаге
Следственный комитет МВД России завершил расследование уголовного дела о хищении по так называемой реэкспортной схеме 80 "Жигулей" более чем на 2 млн. рублей. Обвиняемыми по этому делу проходят руководители совместного российско-латвийского предприятия "РуссоБалт" Константин Коноваленко, Андрей Милованов и Евгений Гапченко. Последний до сих пор находится в международном розыске. Кроме того, Коноваленко обвиняется в хищении у "АвтоВАЗа" еще 1484 автомобилей почти на 36 млн. рублей.
Расцвет криминального бизнеса, который принес многомиллионные барыши бывшему военному прокурору Коноваленко и его подельникам, пришелся на середину 1990-х, когда правительство разрешило 'АвтоВАЗу' продавать свою продукцию за границу по себестоимости. 'РуссоБалт' в то время являлся одним из крупнейших игроков на этом рынке. Как установило следствие, за границу Жигули уходили только на бумаге, а на самом деле все машины продавались в России по рыночным ценам (прибыль - 3-4 тыс. долларов с каждой машины).
Одним из основных зарубежных покупателей продукции 'АвтоВАЗа' в то время была немецкая компания 'ЕвроЛада Гмбх'. Суть махинаций заключалась в том, что, как только машины доставлялись фирмой-экспедитором 'РигасЛада' в прибалтийские порты, 'ЕвроЛада Гмбх' требовала отправить все Жигули обратно в Россию, поскольку все автомобили уже были перепроданы 'РуссоБалту'.
Выручка мошенников от реэкспортных машин исчислялась миллионами долларов, которые, по данным следствия, оседали на счетах учрежденных Коноваленко кипрской фирмы 'Алгейт Трейдинг' и канадской 'Русэкспорт Корпорэйшн'.
Поводом же для возбуждения уголовного дела стала история с кражей партии из 80 'Жигулей', предназначавшихся ЕвроЛаде Гмбх . По привычной схеме автомобили достались 'РуссоБалту' и были отправлены на стоянку в город Себеж Псковской области. Оттуда их забрала группа молодых людей, представивших, как позже выяснилось, фиктивные документы. Причем дело было, скорее всего, обстряпано на скорую руку. Об этом говорит тот факт, что получатели, видимо, только в последний момент узнали, сколько машин им предстоит забрать. Во всяком случае, с собой они захватили только четыре автотрейлера - остальные машины пришлось гнать своим ходом. Позже будет установлено, что автомобили мошенники реализовали в Москве через ООО 'Шарво'.
Коноваленко арестовали в марте 2003 года. Тогда же был задержан и один из его партнеров по бизнесу Милованов. Еще один участник аферы, гендиректор 'РуссоБалта' Гапченко, до сих пор в розыске.
В ходе расследования этого уголовного дела выяснилось, что 80 похищенных 'Жигулей' - это лишь верхушка айсберга. Как установило следствие, аналогичным способом все тем же Коноваленко у 'АвтоВАЗа' было украдено еще 1484 машины. По контракту эти автомобили должны были по себестоимости попасть в Саудовскую Аравию фирме 'Маннай Корпорейшн'. Однако в пути автомобили таинственным образом исчезли. Арабы, естественно, отказались платить за неполученный товар, а российский автогигант вновь остался без денег.
Раскрыть суть мошенничества следствию удалось довольно быстро. Как выяснилось, корабли с машинами на таможенных постах предъявляли документы о том, что следуют в Саудовскую Аравию. Выйдя в открытое море, суда тут же возвращались к российским берегам, но уже в другие порты. Там машины разгружались. Из липовых сопроводительных документов при этом следовало, что все 'Жигули' прибыли из-за границы. По данным, которыми располагает Следственный комитет, помимо Коноваленко в этой афере был замешан бывший начальник внешних рынков АвтоВАЗа Олег Абрамов, который сейчас проживает в Швейцарии. Недавно Коноваленко и Милованов приступили к ознакомлению с материалами уголовного дела.
Кстати, сам Коноваленко в данный момент является фигурантом еще одного уголовного дела, связанного с хищениями средств у московской городской организации Всероссийское физкультурно-спортивное общество Динамо (МГО ВФСО 'Динамо'). Возглавляемая им строительная фирма Надежда оставила динамовцев не только без доли в выделенном им столичным правительством проекте по возведению нескольких жилых домов, но и без денег.
Газета 15.03.05