Коридор уникальных возможностей
АО «ИК «РЖД-Инвест» подготовило исследование «Международные транспортные коридоры». Обзор посвящён рынку мультимодальной логистики в МТК Восток – Запад. По мнению экспертов АО «ИК «РЖД-Инвест», исследование поможет не только рассказать о преимуществах самого быстрорастущего коридора на сети, но и привлечь внимание инвесторов и новых игроков рынка к его развитию.
Как рассказал «Гудку» инвестиционный директор АО «ИК «РЖД-Инвест» Павел Серёгин, компания регулярно проводит исследования транспортного рынка. «Ключевыми задачами наших исследований являются развитие рынка, продвижение актуальных инструментов и механизмов реализации инвестиционных проектов», – отметил эксперт. Данный обзор подготовлен к форуму «PRO//Движение.1520» (был отменён из-за ухудшения эпидемиологической обстановки).
Компания определяет темы в соответствии со стратегическими целями в области инвестиций, инфраструктуры и инноваций транспортного рынка в целом и холдинга в частности. Актуальность исследования мультимодальных перевозок обусловлена увеличением глобального спроса на такие перевозки в результате пандемии COVID-19 и интересом со стороны клиентов и партнёров компании к этой теме.
По словам Павла Серёгина, документ подготовлен на основе анализа официальных российских и международных баз данных, аналитических отчётов организаций и компаний. В частности, исследование мультимодальных перевозок проведено на базе таких источников, как Росстат, Eurostat, National Bureau of Statistics of China, статистические ведомства стран пространства 1520, World Bank, ВТО, ОСЖД, ОЭСР, Минтранс России, «Росморпорт», «Росморречфлот», РЖД, Global Infrastructure Outlook, Drewry, СМИ, данных компаний и иных источников.
По магистральной сети железных дорог России проходят различные международные транспортные коридоры, среди которых МТК Восток – Запад, Север – Юг и международные транспортные коридоры Организации сотрудничества железных дорог.
Исследование мультимодальных перевозок сосредоточено на международном маршруте, имеющем наибольшее значение для России, – МТК Восток – Запад. Данный коридор включает в себя два направления: Китай – Монголия (опционально) – Россия – Беларусь – Польша – Германия и Китай – Казахстан – Россия – Финляндия. Этот транспортный коридор сформирован за счёт объединения разных участков морского, железнодорожного и автомобильного сообщения из Китая в европейские страны.
Основной объём грузов между Азией и Европой перевозится в контейнерах. «Грузовую базу по этому направлению в основном составляют электроника, запчасти, оборудование, товары народного потребления», – отмечает исполнительный директор по мультимодальным перевозкам Rail Cargo Logistics-RUS Александр Сиверцев.
По данным ОАО «РЖД», за прошедшие 10 месяцев 2021 года транзитные перевозки выросли в 1,4 раза, до 889 тыс. ДФЭ (аналог двадцатифутового контейнера). Данный показатель на 11% превысил итоги транзитных перевозок за весь 2020 год, когда холдинг достиг абсолютного рекорда. При этом основной рост обеспечен за счёт транзита грузов между Азией и Европой. Так, за 9 месяцев отправки контейнеров в сообщении Китай – Европа – Китай по инфраструктуре ОАО «РЖД» выросли на 47% в сравнении с 2020 годом, до 568,7 тыс. ДФЭ. «Интенсивному увеличению контейнерного транзита через территорию РФ способствовало постепенное восстановление экономики Китая и мировых торговых цепочек после локдауна 2020 года, – считает начальник отдела маркетинга АО «РЖД Бизнес Актив» Игорь Бычкайло. – С другой стороны, рост обеспечен благодаря высокому уровню ставок на морском транспорте, что особенно заметно сказалось на железнодорожных перевозках в январе – июле текущего года».
Чтобы удовлетворить растущий спрос грузоотправителей, российские компании стали тестировать новые сервисы по доставке груза из Китая в Европу и обратно.
Так, за III квартал 2021 года АО «ОТЛК ЕРА» предложило грузоотправителям 44 новых контейнерных маршрута, из них пять в сообщении Европа – Китай и 39 по маршруту Китай – Европа. Таких результатов удалось добиться благодаря открытию новых точек отправки грузов из Поднебесной и пунктов приёма контейнерных поездов в Европе. В частности, с июля по сентябрь компания добавила четыре новые локации в Европе и восемь в Китае.
АО «РЖД Бизнес Актив» развивает экспортные перевозки с Горьковской, Красноярской, Свердловской и Западно-Сибирской железных дорог в Китай через пограничный пункт Забайкальск. По словам Игоря Бычкайло, в планах компании – дальнейшее наращивание транзитных перевозок как через сухопутные погранпереходы, так и через порты Дальнего Востока и Санкт-Петербурга.
По мнению операторских компаний, дальнейшее развитие коридора Восток – Запад напрямую зависит от увеличения пропускной способности железнодорожной инфраструктуры. «В настоящий момент железнодорожные операторы работают с максимальной загрузкой инфраструктуры, – отмечает начальник отдела продаж ООО «ДБ Карго Руссия» Игорь Ляшик. – В ближайшее время мы не ожидаем снижения роста перевозок из-за продолжающих сложностей с морскими перевозками, но и значительного роста в железнодорожных перевозках также не предвидим, так как инфраструктура работает с максимальной загрузкой».
Между тем холдинг постоянно развивает транспортную инфраструктуру. В октябре текущего года ОАО «РЖД» ввело в эксплуатацию транспортно-логистический центр (ТЛЦ) «Восток – Запад». ТЛЦ ориентирован на экспортные и импортные перевозки, а также на обработку транзитных контейнеров, следующих между Азией и Европой. В частности, терминал будет обслуживать транзитные контейнерные поезда. С вводом нового терминала в эксплуатацию перерабатывающая способность железнодорожной станции Черняховск составит 450 тыс. ДФЭ в год.
Павел Серёгин также отметил важность развития транспортно-логистической инфраструктуры и необходимость привлечения не только государственных, но и частных инвесторов к её развитию. «Важно синхронизировать планы по развитию разных видов транспорта и применять специальные механизмы и инструменты реализации инвестиционных проектов, которые способствуют повышению коммерческой эффективности транспортных проектов и соответственно привлечению частных инвесторов, – отмечает эксперт. – На наш взгляд, необходимо развивать практику применения форматов проектного финансирования и государственно-частного партнёрства, в том числе концессии».
По мнению Павла Серёгина, российская сеть железных дорог играет важную роль в развитии МТК Восток – Запад. Однако ключевыми факторами, сдерживающими дальнейшее развитие МТК, сегодня являются недостаток пропускной способности транспортной инфраструктуры, нехватка контейнеров и низкий уровень цифровизации. «Наше исследование показывает, что в будущем можно ожидать дальнейшего переключения грузовых потоков с морского транспорта на железнодорожный, расширения контейнерных производств, развития отдельных участков транспортной инфраструктуры, а также актуализации нормативно-правовой базы для удобства транспортировки грузов в контейнерах», – считает эксперт.