Контроль за считанные минуты
О работе пунктов контроля после введения обязательного предварительного
информирования о товарах, ввозимых на территорию Таможенного со-юза
автомобильным видом транспорта, рассказал начальник Главного управления
организации таможенного оформления и таможенного контроля Федеральной таможенной
службы (ФТС) Владимир Ивин.
По его словам, процедура обязательного
информирования работает пока только месяц: она вступила в действие 17 июня 2012
года. За это время уже удалось достичь хороших результатов. По сравнению с 2011
годом, количество груженых транспортных средств, которые пересекают границу РФ,
выросло с 2,5 тыс. до 3,2 тыс. При этом среднее время всех таможенных процедур
сократилось почти на 40%: если раньше водители грузовиков и фур проводили на
таможенных пунктах часы, то теперь все процедуры занимают 35-40 минут.
Есть самый загруженный пункт пропуска - это Бурачки на российско-латвийской
границе. Так вот, в самые лучшие времена пропускная способность этого пункта
пропуска колебалась от 360 до 380 груженых транспортных средств в сутки. Сейчас
этот пункт уже в норме делает 390-410 грузовиков. - Я считаю, что это самый
лучший показатель за месяц работы системы, - привел пример Владимир Ивин.
Для обеспечения широкого доступа к возможности подачи информации о перевозимых
товарах был введен в действие бесплатный электронный портал, который не требует
электронно-цифровой подписи. Как отметил начальник Управления, круг лиц, которые
имеют право подать информацию, очень широк: это могут сделать отправители,
уполномоченные представители, в том числе, находящиеся за рубежом, а также
перевозчики - в любой момент следования, - если кабины автотранспорта
оборудованы доступом в Интернет.
Владимир Ивин напомнил, что система добровольного информирования о ввозимых
товарах уже работала за полтора года до введения обязательной процедуры,
благодаря чему и удалось добиться хороших показателей. Мы подошли к 17 июня с
такими цифрами: почти 100% информирования было в регионах Сибири и Дальнего
Востока, наименьшие показатели на уровне 50-60% были в деятельности
Северокавказского таможенного управления, - рассказал Владимир Ивин, отметив,
что за первый месяц работы не удалось избежать и ряда проблем.
В основном были
проблемы технического характера: в частности, был ряд нареканий к каналам связи.
Многие перевозчики практиковали такую схему: пока машина находится в пути,
владелец груза либо перевозчик подает предварительную информацию на портал,
затем по телефону ему передается 36-ти символьный код из цифр и букв, который
ему нужен на таможне. Соответственно, водитель приезжал в пункт пропуска,
предоставлял этот штрих-код, и в каком-то символе могла быть ошибка. К осени эта
проблема будет решена.
Владимир Ивин заявил, что первые полгода работы новой нормы "репрессивные меры,
связанные с привлечением к ответственности либо возврату транспортного средства
за пределы страны, как это сейчас практикуется в ЕС, применяться не будут,
однако, такие ситуации будут отрабатываться через систему управления рисками". А
в будущем введение обязательного предварительного информирования планируется и
для других видов транспорта.
Торговая газета 10.08.12