23.06.10

Контейнеры заманивают скидками

Но даже они вряд ли помогут сделать тарифы на украинских причалах конкурентоспособными

Попытки исправить негативную ситуацию с транзитными грузами, которые по-прежнему покидают Украину, продолжаются. Вслед за введением в законодательное поле понятия трансшипмента Минтранс предлагает установить скидку в размере 50% на все контейнерные грузы, идущие в этом режиме через отечественные порты.

Проект приказа Минтранссвязи об установлении 50%-ной скидки к предельным аккордным ставкам за работы с транзитными грузами опубликован на сайте ведомства. Скидки предлагается применять к универсальным контейнерам, которые во время хранения остаются в пределах одного пункта пропуска или зоны таможенного контроля морского порта. Попросту говоря — к контейнерами, которые следуют в режиме транcшипмента (вид транзита, при котором прибывшее в порт судно осуществляет разгрузку только в одном пункте пропуска на территории данной страны). «Введение скидок позволит морским портам принять полный комплекс мер для возвращения утраченных в 2009 г. контейнеров и привлечения новых объемов транзита»,— говорится в преамбуле документа. По прогнозам специалистов транспортного ведомства, принятие нормативного акта позволит портам ежеквартально привлекать около 12 млн. грн., а также не менее 20 тыс. TEU контейнерного оборота.

Отметим, вопреки некоторому улучшению ситуации в экономике, потеплению отношений между Украиной и Россией, а также гибкой тарифной политике «Укрзалiзницi», объемы транзита через порты продолжают падать. Так, по данным Госкомстата, за пять месяцев текущего года (с января по май) объемы перевалки экспортных и импортных грузов либо выросли (экспорт — плюс 82%), либо остались практически на том же уровне (импорт — плюс 1%). В то время как по транзиту порты продемонстрировали падение на уровне 17,3% к аналогичному периоду прошлого года.

Ставка на трансшипмент при решении проблемы утраты транзита — правильно решение, полагают специалисты. Как объясняет директор информационно-аналитического центра Black Sea Trans Константин Ильницкий, именно по этому пути пошли порты, конкурирующие с украинскими на Черном море. Так, самый крупный контейнерный порт в регионе — румынская Констанца — в 2008 г. имел контейнерный оборот в объеме 1 млн. 410 тыс. TEU, 75% которого пришлось именно на грузы в режиме трансшипмента. «Трансшипмент гораздо более выгоден, чем обыкновенный транзит, поскольку привлекает крупные контейнерные линии и большие партии грузов. Как правило, контейнерным гигантам не выгодно развозить груз по нескольким портам и они предпочитают все грузы, предназначенные для данного региона, оставить в одном порту»,— объясняет господин Ильницкий. Иначе говоря, трансшипмент — гораздо более крупная рыба, чем обычный транзит, под который также подпадают перевозки между всеми украинскими портами.

Нужно отметить, что до недавнего времени трансшипмент в принципе был невозможен в Украине из-за отсутствия законодательной базы. Лишь в июне парламент принял необходимые поправки к действующим нормативным актам, что открыло дорогу для данного вида перевозок. «Теперь наша задача — взять на себя те грузы, которые сейчас идут в Констанцу»,— констатирует директор Black Sea Trans.

Вместе с тем участники рынка контейнерной перевалки не уверены, что даже столь ощутимая скидка поможет сделать тарифы на украинских причалах конкурентоспособными. Они отмечают, что если в докризисный период предельный тариф, устанавливаемый Минтрансом, был некой условной минимальной планкой для портов, поскольку рынок все равно работал по более высоким расценкам, то сейчас минимальные аккордные ставки значительно превышают рыночные. С этой ситуацией справляются по-разному.

Например, некоторые владельцы частных терминалов оспорили в суде право госрегулятора устанавливать для них ставки на перевалку. В то время как руководители государственных портов нередко работают по теневым схемам, при которых клиент официально платит полную ставку, а потом часть средств плюс откат получает обратно. Фактически это не более чем следование жестким реалиям рыночной конъюнктуры, в которой приходится выживать отрасли, сохраняющей командно-административные методы управления и тарифного регулирования.

«Мы считаем, что фиксированный тариф в принципе изжил себя. Правильнее было бы хоть на некоторое время объявить свободные ставки, а потом уже можно ориентироваться на них при ведомственном регулировании. Рынок перевалки в режиме трансшипмента очень чувствителен к изменениям цены, поэтому Минтранс всегда будет опаздывать со своим решением о скидках»,— считает директор контейнерного терминала «ТИС» Андрей Кузьменко. По прогнозам специалиста, так может произойти и в этот раз, поскольку даже с 50%-ной скидкой украинские тарифы будут на 15-20% выше румынских.

Экономические известия; 23.06.10