29.05.24

Контейнеры задержались в полувагонах

ОАО «РЖД» ПРОДОЛЖАЕТ РАСШИРЯТЬ ВЫВОЗ КОНТЕЙНЕРОВ С ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ПОЛУВАГОНАМИ. В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕНИЙ НА ОТПРАВКУ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПОЕЗДОВ ИЗ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ СТРАНЫ ЭТА ТЕХНОЛОГИЯ ОСТАНЕТСЯ ВОСТРЕБОВАННОЙ В ТЕЧЕНИЕ БЛИЖАЙШИХ НЕСКОЛЬКИХ ЛЕТ.

ДВЖД отрабатывает технологию уже два года

Новый суточный рекорд по отправке полувагонов с контейнерами был зафиксирован 25 мая. В составе 12 поездов было отправлено 886 полувагонов (1772 ДФЭ). Тем самым побит рекорд в 840 полувагонов, поставленный 10 февраля.

Всего же за первые четыре месяца 2024 года объём погрузки контейнеров в полувагоны увеличился в 1,6 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг 100,1 тыс. ДФЭ (50,5 тыс. полувагонов, или 419 полувагонов в сутки).

Как рассказал «Гудку» начальник сектора контейнерных перевозок Дальневосточного территориального центра фирменного транспортного обслуживания Константин Алипов, лидером по погрузке стала станция Находка, где было сформировано четыре поезда из 288 полувагонов. На втором месте станция Уссурийск – 210 полувагонов в составе трёх поездов. На станции Находка-Восточная сформированы и отправлены два поезда, а на станциях Угловая, Владивосток и Угольная – по одному.

Технология перевозки контейнеров в полувагонах используется на Дальневосточной магистрали с осени 2022 года. Её применение стало ответом на необходимость обеспечить вывоз возросших объёмов импорта с Дальнего Востока в условиях ограниченного количества фитинговых платформ.

Дефицит подвижного состава объясняется лимитом на его пропуск

В начале 2024 года проблема дефицита подвижного состава усугубилась в связи с введением лимитов на пропуск контейнерных поездов из европейской части РФ в направлении Дальнего Востока. Об этом, например, говорил на конференции «PRO//Движение. Восток» на прошлой неделе глава холдинга «Фининвест» Александр Кахидзе.

По его словам, сейчас на один экспортный контейнер приходится 2,5 импортных, в ближайшее время это соотношение может дойти до 1:3. Ранее исполнительный директор «FESCO Интегрированный транспорт» Леонид Шляхтуров рассказывал, что в 2023 году в Россию въехало на 1 млн ДФЭ больше, чем выехало из неё.

«При сокращении отправок фитинговых платформ другого пути, кроме как развивать отправки контейнеров с Дальнего Востока в полувагонах, не будет», – уверен Александр Кахидзе.

Как отмечал в начале апреля заместитель гендиректора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило, отмена лимитов на отправку контейнерных поездов на Дальний Восток не планируется. В тихоокеанских портах не наблюдается скопления грузов, которые требовали бы срочного вывоза, объяснил он.

Тренд обещает быть долгосрочным

Технология перевозки контейнеров в полувагонах выгодна РЖД и операторам, поскольку позволяет сократить порожний пробег, объясняет президент Национального центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин. Операторы вдобавок получают дополнительную выгоду от перевозки контейнеров. Единственный минус – растущий оборот вагона. Однако поскольку технология применяется уже два года, многие её элементы хорошо отработаны и происходят в автоматическом режиме, что ускоряет процесс.

Дисбаланс между числом приходящих на Дальний Восток фитинговых платформ и количеством предъявляемых к вывозу контейнеров будет сохраняться, поскольку в сегодняшних условиях отвлечение провозной способности Восточного полигона на перегон порожних платформ нецелесообразно, прогнозирует Павел Иванкин. Дефицит провозной способности не будет преодолён как минимум до 2027–2028 годов. В этот период перевозки контейнеров в полувагонах останутся востребованными, резюмирует эксперт.

Гудок