Контейнеры собрались в картель
Несмотря на антимонопольные расследования, в России и Европе морские контейнерные перевозчики договорились повысить цены на тихоокеанских маршрутах.
Общественная организация Транстихоокеанское стабилизационное соглашение (Transpacific Stabilization Agreement, TSA), включающая в себя 15 крупнейших контейнерных перевозчиков на тихоокеанских линиях вроде Maersk Line и CMA-CGM, объявила о кампании повышения цен. Согласно сообщению TSA, с 1 декабря 2015 года члены организации повысят минимальную ставку фрахта до $950 за доставку 40-футового контейнера до Западного побережья США, $1700 – до Восточного побережья и Мексиканского залива и $2950 – при интермодальных перевозках до района Чикаго. С 1 января 2016 года ставки должны составлять не меньше $1200 до Западного побережья и $1600 до Восточного побережья и Мексиканского залива. Всё это должно повысить доходы и скорость окупаемости инвестиций судоходных компаний, подчёркивается в сообщении.
Согласно данным SCFI (Шанхайский индекс контейнерных перевозок), фрахт контейнера до Западного побережья США обходится сейчас в $922, до Восточного – в $1688. Значит, заранее согласованные действия членов TSA приведут к росту ставок фрахта минимум на 0,7–3% с 1 декабря и на 30% с 1 января. Правда, при доставке до Восточного побережья с начала 2016 года допускается удешевление на 5%. Но так как SCFI считает средние цены, а TSA установила минимальные тарифы, то рост ставок фрахта будет выше.
«Контейнерные линии на своей шкуре узнали, как небольшие уступки клиенту здесь и там растут как снежный ком и приводят к недополучению больших денег, – прокомментировал принятое решение исполнительный директор TSA Брайан Конрад. – Независимо от циклических проблем спроса и предложения, важно, чтобы эти глобальные поставщики получили право устанавливать цены и полностью компенсировать свои издержки».
TSA называет себя созданным в 1989 году «исследовательским и дискуссионным форумом крупнейших контейнерных перевозчиков». Организация утверждает, что не отслеживает конфиденциальные условия перевозочных контрактов и её рекомендации необязательны к исполнению. И всё же, согласно российскому закону «О защите конкуренции», действия TSA можно считать картельным сговором, потому что они устанавливают тарифы и разделяют рынок по территориальному принципу.
Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) на днях завершила проходившее два года расследование в отношении многих из входящих в TSA компаний, но относительно их линий из Азии в Россию. Штраф до 15% от оборота может быть наложен на датскую компанию A.P. Moller-Maersk A/S, французскую CMA CGM, швейцарскую MSC SA, южнокорейскую Hyundai Merchant Marine Со., Ltd, гонконгскую OOCL и тайваньскую Evergreen Marine Corp. Ltd. Все эти компании также входят и в TSA.
Похожие претензии к морским контейнерным перевозчикам выдвигала и Европейская комиссия, когда в 2013 году начала антимонопольное разбирательство в отношении 14 линейных судоходных компаний. Еврокомиссия отмечала, что перевозчики делали регулярные публичные заявления об увеличении базовой ставки фрахта через пресс-релизы на своих сайтах и в специализированной отраслевой прессе, которые, как правило, совпадают для всех перевозчиков. Такая практика, посчитали европейские антимонопольщики, может быть сигналом для других перевозчиков о намерении повысить цены и может нанести вред конкуренции и потребителям.
«ФАС России при необходимости продолжит соответственно реагировать на подобные действия других компаний-ответчиков», – отметил начальник Управления по борьбе с картелями ФАС Андрей Тенишев.