26.09.08

Контейнеры поедут в Африку

Новый вид отправки лесных грузов осваивается на Красноярской магистрали.

Более 160 вагонов экспортного пиломатериала планируют отправить деревообрабатывающие предприятия Лесосибирска в рамках пилотного проекта по контейнерной погрузке экспортных продуктов лесопереработки. На Лесосибирском ЛДК-1 в рамках совместного проекта КрасЖД, ОАО "ТрансКонтейнер" и предприятий лесоперерабатывающей промышленности края уже идёт загрузка первых из пятидесяти пяти 40-футовых контейнеров. Это предприятие входит в тройку крупнейших предприятий лесной отрасли России и отправляет в год свыше 520 тысяч кубометров пиломатериала разных номенклатур получателям в России, Западной Европе, Северной Африке и на Ближнем Востоке.

Груз первого экспериментального контейнерного поезда будет отправлен в Ростов, а затем водным путём уйдёт к получателю в Египет.

Операция занимает считанные минуты. Сначала автопогрузчик приподнимает нарядно упакованную для экспорта связку досок, ставит на ролики, после чего погрузочный рабочий специальным пихлом закатывает её в стерильно белую утробу новенького 40-футового бокса с наклейкой "ТрансКонтейнер" на синем боку.

- Сейчас сложно говорить об объёмах будущих перевозок - контейнерная технология только нарабатывается, - комментирует погрузку начальник управления продаж ЛДК-1 Андрей Никитин. - Но определённые плюсы у неё есть: контейнер герметичен, следовательно, на товарность груза не должны повлиять осадки и пыль, как если бы перевозка осуществлялась открытым способом.

Однако у новой технологии существует и "отправительский" минус: по словам Андрея Никитина, контейнер увеличивает себестоимость каждого кубометра груза на 10 долларов. Хотя, как считают специалисты КрасЖД, отправитель выигрывает в тарифе - по 300 рублей на каждую тонну в сравнении с полувагоном.

Ещё один позитивный момент: при наличии соответствующего оборудования контейнер можно загрузить в пределах четверти часа, тогда как погрузка полувагона занимает у разных грузоотправителей от двух с половиной часов до нескольких (!) суток. Этот фактор может повлиять как на оборот платформ, так и на дальнейшее снижение себестоимости погрузки.

- Отправитель прекрасно понимает, что контейнерное "ноу-хау" - мера вынужденная, - объясняет заместитель начальника станции Лесосибирск Анна Пичугина. - Что этот эксперимент предложен ему ввиду острой нехватки подвижного состава. Дефицит полувагонов и "рогаток" только по одной нашей станции сегодня равен 90%.

- Это при том, что лесные грузы составляют 88% от всех номенклатур, которые отправляет Лесосибирск, - добавляет агент станции Маргарита Власова.

Во время беседы со специалистами отдела ФТО станции по грузовой работе корреспонденты "КЖ" узнают, что Новоенисейский и Маклаковский деревообрабатывающие комбинаты только что подали заявки более чем на сотню контейнерных платформ. И тут же возникает вопрос, не отразится ли новая погрузочно-логистическая схема совместного проекта на сроках таможенного оформления грузов.

- На скорости таможенного оформления это не отразится. Проверку будем осуществлять, как и раньше, выборочно. Мы знаем, что наши отправители - законопослушные участники внешнеэкономической деятельности, - отвечает по телефону на наш вопрос начальник Лесосибирского таможенного поста Павел Слепцов.

Международные эксперты считают, что Россия не изменит лидирующего места в сложившемся балансе, при котором в спину нашим производителям дышат конкуренты из лесодобывающей и лесоперерабатывающей отраслей Канады, скандинавских стран и Германии. Мировой кризис остудил ценовую горячку, которая наблюдалась на рынке лесных товаров ещё год - полтора назад, но существенным образом не повлиял на спрос.

А лесную отрасль Красноярского края ожидает если не перерождение, то значительное качественное преобразование. По словам председателя краевого правительства Александра Новака, сегодня наша лесная отрасль лидирует по объёмам производства среди других регионов России.

Программа "Развитие деятельности по заготовке и переработке древесины на территории Красноярского края" на 2009 - 2011 гг. предполагает увеличение объёмов заготовки и производства лесопродукции с высокой добавленной стоимостью. В связи с этим планируется создание новых производств химической и механической переработки древесины, а также развитие дорожно-транспортной инфраструктуры.

Zdr-gazeta.ru; 26.09.08