17.02.21

Контейнеры остаются на магистрали

Стабильность грузового потока на сети ОАО «РЖД» сохраняется даже при сокращении скидок на перевозки

ОАО «РЖД» в январе и феврале отменило 25 тарифных скидок для ряда направлений и видов грузов из 70, действовавших в 2020 году. Их действие помогло привлечь дополнительные грузы на сеть. Между тем отмена скидок не привела к сокращению погрузки. Клиенты оценили скорость доставки и сервис и продолжают перевозки по доказавшим эффективность маршрутам. По мнению операторов, гибкость холдинга в ценовой политике и в дальнейшем будет способствовать привлечению грузов на железную дорогу.

В понедельник на оперативном совещании заместитель генерального директора – начальник ЦФТО ОАО «РЖД» Алексей Шило отметил, что компания постоянно изучает динамику перевозок на маршрутах, где приняты решения об отмене скидок с тарифа или их уменьшении. На 31 декабря на сети действовало 70 различных скидок, на 1 февраля – уже 45.

Однако, по данным ЦФТО, принятие этих решений не оказало негативного влияния на объёмы перевозок грузов на сети.

По данным РЖД, ранее действовавшая скидка на перевозки гружёных контейнеров с ряда станций Дальневосточной железной дороги, а также на экспортно-импортные перевозки через пограничные переходы Забайкальск и Наушки не продлена на 2021 год. И тем не менее объём перевозок на данных направлениях по итогам января 2021 года вырос по сравнению с январём 2020 года.

Также холдинг снизил скидку к тарифам на внутрироссийские перевозки полипропилена и полиэтилена в 40-футовых контейнерах, следующих в составе контейнерных поездов со станции Тобольск на станцию Ворсино, введённую в июне 2020 года.

«Скидку уменьшили с 25,8% в 2020 году до 6,8% в 2021 году. В январе 2021 года они сохранились на уровне среднемесячного объёма перевозок 2020 года», – рассказал на оперативном совещании Алексей Шило.

Холдинг «РЖД» с 2013 года имеет право менять стоимость услуг по перевозке грузов в рамках тарифного коридора, определённого государственным регулятором. Скидки вводятся на перевозку самых разных видов грузов, например проката чёрных металлов, овощей, химической продукции и угля в направлении портов. Это относится и к контейнерным перевозкам, курсирующим по определённым направлениям.

По данным РЖД, в прошлом году холдинг благодаря механизму гибкого тарифного регулирования получил 10 млрд руб. дополнительного дохода, в 2021 году компания ожидает благодаря тому же инструменту получить не менее 5–7 млрд руб.

Как рассказал «Гудку» генеральный директор ABC-Rail Артур Нурмухамедов, введённая в 2020 году система скидок и дотаций привлекла новые объёмы перевозок на железную дорогу. Несмотря на коронавирусные ограничения, погрузка на сети ОАО «РЖД» в 2020 году всего на 2,7% меньше, чем за предыдущий год, а в некоторые месяцы и в отдельных сегментах грузов даже превысила показатели 2019 года.

«Благодаря особым тарифным условиям ОАО «РЖД» и российские операторы получили новых клиентов, особенно в транзитных контейнерных перевозках, – отмечает Артур Нурмухамедов. – Не допустить сокращения грузового потока при отмене скидок позволит сохранение оперативной скорости доставки, что являлось главным преимуществом железной дороги. Например, скорость перемещения контейнера по маршруту Европа – Западный Китай составила 1135 км/сут.».

«Отмена скидок РЖД на перевозку некоторых видов грузов не повлияет на их объём, идущий по железной дороге. Пока отменены коды исключительных тарифов для контейнерных перевозок по маршрутам с Дальнего Востока в Московскую область. И никакого снижения объёмов в контейнерном сегменте точно не произойдёт», – говорит генеральный директор ООО «Амтэк» Армен Миносян.

По словам руководителя пресс-службы компании «РЖД Логистика» Евгении Фисенко, в настоящее время эксперты РЖДЛ не отмечают существенного влияния сокращения скидок для грузоотправителей на объёмы контейнерных перевозок по железной дороге. «Мы ожидаем, что рост железнодорожных перевозок в контейнерах в ближайшем будущем продолжится. В период пандемии и после неё железная дорога на фоне ограничений, которые коснулись морской и авиационной логистики, показала свою стабильность и экономичность», – говорит руководитель пресс-службы РЖДЛ.

По её мнению, стоимость и срок доставки грузов в контейнерах по железной дороге при своей более высокой надёжности и экологичности приближаются к показателям автомобильных перевозок, а доставка морским транспортом – как правило, более длительная по времени.

Как рассказал «Гудку» заместитель директора по продажам Rail Cargo Logistics – RUS Александр Сиверцев, на фоне высоких ставок на морской фрахт и автомобильные перевозки экспорта и импорта понятно желание железной дороги увеличить маржинальность контейнерных перевозок путём отмены некоторых скидок.

«Главное, чтобы РЖД оставили механизм оперативного внедрения скидок в дальнейшем, при изменении ситуации на рынке. Есть много других факторов, влияющих на стоимость перевозки (экспорт, импорт): курс валюты, наличие различных ограничений на импорт или экспорт той или иной продукции, покупательская способность, эпидемиологическая ситуация – всё работает в совокупности. Один фактор, например скидка на железнодорожный тариф, не сильно влияет на общую ситуацию», – говорит Александр Сиверцев.

«Целесообразно и дальше вести открытый диалог с рынком для стратегического планирования привлечения грузов на железную дорогу за счёт других мер поддержки, кроме субсидирования», – считает Артур Нурмухамедов.

Гудок