16.12.08

Контейнеры-спасители

РБК daily; 16.12.08

Петербургский порт станет "тихой гаванью"

Грузооборот порта Санкт-Петербург в ноябре впервые за несколько лет снизился, причем сразу на 8%. Тем не менее по итогам 11 месяцев абсолютный показатель работы порта по отношению к аналогичному периоду прошлого года вырос на 3%. В 2009 году эксперты роста уже не ожидают. По прогнозам Росморпорта, объем перевалки грузов через порт Петербурга снизится примерно на 10%. По мнению специалистов, благодаря удобной логистике и высокой доле контейнеров в общем обороте кризис скажется на петербургских терминалах менее значительно, чем на других российских портах.

По итогам 11 месяцев 2008 года грузооборот Большого порта Санкт-Петербург (БПСПб) увеличился на 3% и составил 56,1 млн т. При этом, как сообщил вчера на заседании Морского совета при правительстве Санкт-Петербурга председатель комитета по транспортно-транзитной политике города Николай Асаул, в ноябре объем переработки в порту снизился на 8%. По его словам, оборот металлолома в январе—ноябре снизился на 37%, лесных грузов — на 52%, металлов, минеральных удобрений и угля — в среднем на 5%. При этом объем контейнерных перевозок, наоборот, увеличился — на 13%, составив 1,8 млн TEU. За 11 месяцев в порту перевалено 157 тыс. новых автомобилей — в 3,7 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Автомобили и контейнеры вытесняют бывшие традиционные виды грузов петербургского порта, заключил г-н Асаул. По итогам года предполагается, что оборот БПСПб превысит 60 млн т. В 2007 году порт немного не дотянул до этого результата, перевалив 59,6 млн т грузов.

Ноябрь стал первым месяцем в 2008 году, когда было отмечено снижение объема перевалки. Капитан порта Петр Паринов считает, что негативная тенденция продолжится. Ссылаясь на данные Росморпорта, он сообщил, что в 2009 году оборот БПСПб упадет примерно на 10%.

Директор по развитию ИАА «Портньюс» Надежда Малышева полагает, что петербургский порт ощутит на себе влияние мирового кризиса в меньшем объеме, чем другие российские порты, оборот которых в среднем упадет на 15—20%. Специфика петербургского порта в удачной логистике (он расположен относительно недалеко от Москвы) и номенклатуре грузов, в которых значительную долю составляют контейнеры и нефтепродукты (их доля в общем грузообороте порта превышает 50%).

НЕКУДА РАЗВИВАТЬСЯ

Дефицит портовых мощностей в Петербурге будет возрастать, полагает председатель комитета по транспортно-транзитной политике города Николай Асаул. По его словам, в 2015 году нехватка перегрузочных мощностей в городе составит 16 млн т, а к 2025-му — 64 млн т. Выходом из сложившейся ситуации является строительство терминалов вне исторических границ порта (аванпортов). Под них предлагается выделить 477 га в районе Бронки, Ломоносова и Кронштадта. При этом 382 га составят намывные территории. Суммарный оборот новых терминалов составит 38,7 млн т к 2015 году и 70 млн т к 2025 году. На строительство автодорог, морских и железнодорожных подходов, пунктов пропуска потребуются вложения из федерального бюджета порядка 118 млрд руб. в период с 2010 по 2025 год, полагает г-н Асаул.